Экономика

Катерина Батлейка

Львовский: «Теперь скрывать смогут любые данные. Формулировка в постановлении абсолютно безумная»

Старший научный сотрудник BEROC, доктор экономических наук Лев Львовский — о новом постановлении, которое позволяет не раскрывать статистические данные в Беларуси.

С 5 апреля в силу вступает постановление, согласно которому Белстат сможет не раскрывать некоторые статистические данные. Такое правило будет действовать в случае, если их предоставление может «причинить вред нацбезопасности», а также «общественному порядку, нравственности, правам и законным интересам юридических и физических лиц».

— На практике это означает, что скрывать смогут любые данные, потому что формулировка в постановлении неконкретная, — говорит экономист Лев Львовский в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Нельзя нормальным языком сказать, какие данные «вредят нацбезопасности», а какие — нет.

Как можно представить, что данные вредят нацбезопасности? Данные, если они собраны корректно и правдиво, отражают действительность, добавляет эксперт. Если в каком-то секторе наблюдается рост или падение — это объективная реальность, которая не может угрожать государству.

— Эта формулировка абсолютно безумная, это значит, что здесь нет никакого закона, это просто повод, чтобы иметь возможность скрыть любые данные.

Лев Львовский

Экономист отмечает, что публиковать некоторые статистические данные в Беларуси перестали еще в 2020 году без принятия соответствующего постановления.

— Понятно: скрывают то, где есть проблемы, а не успехи. Сначала скрывалось количество зараженных и умерших от коронавируса, потом начали засекречивать статистику по подсанкционным отраслям, дефицит бюджета. Сейчас хотят засекретить данные по количеству работающих в IT-отрасли. Однако если на проблему не смотреть, она от этого не решится. Это такое обезболивание, которое власти производят для себя.

Эксперт с помощью аналогии с телом человека и нервной системой объясняет, к чему может привести такое решение властей.

— Тело человека — сложная большая структура, где происходит много различных процессов, точно также в экономике — там много различных акторов, процессов, за всем уследить тяжело.

У человека для этого есть нервная система: если у вас что-то не так с рукой, например, попала заноза, тело сообщает об этом и человек чувствует боль. Чувствовать боль неприятно, но это функция, которая позволяет понять о проблеме: вытащить занозу или обратиться к врачу.

Для этого же существует государственная статистика. Невозможно знать сразу про все: ходить на каждое предприятие и узнавать, как там дела. Где-то есть проблемы, где-то — успехи.

Если где-то есть проблемы и они отражаются в государственной статистике, на это могут обратить внимание чиновники, журналисты. Тогда, в идеале, эти проблемы будут решены.

Если нет статистики по преступности, вы не можете позвонить чиновнику и спросить, почему в городе растет преступность, следовательно, никто с этим не начнет бороться. И наоборот, если где-то есть успех, благодаря статистике его можно перенять.

Львовский объясняет: если не почувствовать боль или скрыть проблему, сначала станет легче. Но в долгосрочной перспективе заноза может привести к ампутации руки, поскольку на нее вовремя не обратили внимание.

— То же самое в экономике: проблему можно скрыть, но она никуда не исчезнет.

Сейчас закроют статистику по оттоку айтишников, но отток от этого не сократится. Зато чиновники будут чувствовать себя лучше, их не будут ругать, журналисты не будут про это писать, а значит, проблемы не будут решаться.

Помимо этого, как считает Лев Львовский, в долгосрочной перспективе такое решение властей повлияет на аналитическую работу: экспертам станет сложнее понимать, что происходит в различных отраслях, сложно будет оценивать те или иные успехи и наоборот.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(24)