«Лукашенко плюет на все советы, потому что знает, что Путин слаб»

Российские историк и депутат в эфире Радио Свобода обсуждают сложные взаимоотношения Минска и Москвы.

Фото Пул первого

Политолог и историк Валерий Соловей и депутат Мосгордумы Михаил Тимонов в программе Михаила Соколова на Радио Свобода обсуждали ужесточение путинского авторитаризма перед возможным транзитом власти. Предлагаем вашему вниманию фрагмент беседы, посвященный событиям в Беларуси и взаимоотношениям Минска и Москвы.

Михаил Соколов: Есть такая версия, что больше всего власть сегодня напугала ситуация в Беларуси. Это серьезная угроза? Жили белорусы спокойно со своим Лукашенко, вдруг состоялись выборы и все пошло вразнос, потому что выборы сфальсифицировали. В России такая угроза – реальность?

Михаил Тимонов: Тут важно, как люди это воспринимают. То, что люди по обе стороны внимательно смотрят на Беларусь и пытаются извлекать из тамошних событий уроки – это совершенно очевидно. То, что белорусский сценарий не очень нравится, скажем так, нашим оппонентам – это для меня тоже факт, я в этом абсолютно убежден. Дальше эксцесс исполнителя.

Мне просто представляется, поскольку у нас очень долго действовал отрицательный отбор в части исполнителей, то и сейчас, к сожалению, мне кажется, очень часто по мере реализации какие-то задумки становятся настолько неадекватными и скверно пахнущими, что ни к чему хорошему привести не могут.

Михаил Соколов: Людей бьют и бьют, сажают, репрессируют. Такое было в Москве в 2019 году, но не до такого масштаба, несколько дней хватали.

Михаил Тимонов: Не до такого масштаба. Этих зверских фашистских избиений все-таки не было, пыток не было. Было плохо, но не настолько. Тут все-таки есть надежда. Беларусь, на мой взгляд, мне представляется, что Лукашенко до сих пор еще удерживает власть только потому, что помимо этих генералов, силовиков, которые давно бы его съели, за ним сейчас маячит тень Кремля. А кто, если что, стесняюсь спросить, будет маячить здесь?

Михаил Соколов: Божественная какая-нибудь сила.

Валерий Соловей: Тень Пекина.

Михаил Соколов: То есть Путин в каком-то смысле исполнитель воли китайского политбюро, получается в вашей версии?

Валерий Соловей: Все-таки так далеко не стал бы заходить даже в самых экстравагантных предположениях. Я с Михаилом не согласен, Кремль не поддерживает сейчас Лукашенко. Он бы предпочел, чтобы Лукашенко пошел на компромисс.

Но тот плюет на все советы, которые ему дают, откровенно плюет, он игнорирует, потому что он знает, что Владимир Владимирович слаб.

Точно так же, как и Эрдоган проигнорировал если не букву, то дух договоренностей, достигнутых по Карабаху, потому что он прекрасно знает, что московский тигр ослаб, его можно начать уже дергать за усы.

(…)

Михаил Соколов: Есть такая версия, лукашенковская, естественно, что все устроили коварные силы НАТО, поляки, которые стимулируют подрывные элементы, этих самых «иностранных агентов». Эта версия, как вы считаете, всерьез воспринимается в Москве?

Валерий Соловей: Нет, при всем желании Москвы воспринять это всерьез, при конспирологическом строе мышления нашей правящей группировки, чекистской ее части по крайней мере, они все-таки более или менее представляют реальное положение вещей.

Они знают, что хотя есть действительно попытки Польши и Литвы поспособствовать делу оппозиции, но основные корни недовольства и причины недовольства, драйверы находятся в самой Беларуси.

Поэтому Владимир Владимирович рекомендовал Лукашенко настоятельно освободить из тюрьмы лидеров оппозиции, в частности Бабарико, начать широкий переговорный процесс, уйти после принятия Конституции, объявить досрочные выборы.

Это было частью соглашения перед тем, как Лукашенко получил финансовые льготы. Перед этим они договорились о том, что как только завершится конституционный процесс, будут объявлены досрочные президентские выборы, на которые Александр Григорьевич уже не пойдет.

У Москвы есть свой хороший кандидат, как она считает. Но Лукашенко игнорирует, он просто сорвался, с цепи сорвался или отвязался. Он обещает, но ничего не делает, не выполняет.

Михаил Соколов: Он и полтора миллиарда, по-моему, не получил.

Валерий Соловей: Я не знаю, что точно, что-то он получил, не только гарантии помощи и обещания.

Мацукевич: Лукашенко будет следовать плану Путина только при продолжении протестов

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.1(33)