Комментарии
Александр Класковский, naviny.by

Лукашенко будет убеждать белорусов, что без него станет еще хуже

Программа белорусских властей всегда была проста — и вместе с тем основана, по сути, на знакомой лишь яйцеголовым пирамиде Маслоу. Теперь пирамида, похоже, рушится. С какими лозунгами пойдет Александр Лукашенко на выборы-2015?

На лежащие в основании этой пирамиды физиологические потребности политический режим традиционно откликался лозунгом чарки и шкварки, а на расположенную по Маслоу второй снизу потребность в безопасности — лозунгом стабильности.

Но что мы видим сегодня? Массовое потребительство, которое власти усиленно культивировали, чтобы отбить охоту к политике, оказалось под ударом из-за проседания экономики. А валютный и товарный ажиотаж мало стыкуется с мифологемой острова стабильности.

«Чарка и шкварка» не катят, «стабильность» — как черный юмор

Последние действия Нацбанка и Совмина фактически дооформили замаскированную, гибридную девальвацию декабря-2014. Теперь средняя зарплата в стране сползает в эквиваленте где-то до 400-450 долларов — и, не исключено, будет опускаться еще ниже, поскольку Нацбанк вроде как намерен отпустить рубль в почти свободное плавание.

Независимые аналитики в связи с девальвацией ожидают скачка инфляции. В частности, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук в интервью БелаПАН спрогнозировал в среднем 15-процентное повышение цен на потребительские товары из-за реальной долларизации белорусской экономики.

При этом девальвационно-инфляционная спираль грозит раскручиванием. Кому-то придется отказаться от деликатесов, а кому-то — и перейти на субпродукты. Пояса затянут все.

Короче, напирать на чарочно-шкварочные мотивы, когда народ беднеет, руководству страны как-то не с руки.

Особенно рискованно педалировать тезис благосостояния в грядущей предвыборной кампании с учетом того, что на старте пятилетки было обещано к 2015 году по тысяче долларов средней зарплаты на брата.

То есть, конечно, будет фоном звучать, что у нас никто не голодает и все такое, но что сделать лейтмотивом?

Говорить об уникальной белорусской стабильности, когда с 2009 года народ пережил четыре девальвации, — это уже может быть сочтено многими за черный юмор.

И уж, естественно, не станет лидер государства пугать электорат в такую нервную пору лозунгами преобразований, трансформации, тем более что и сам к ним никогда не тяготел.

Станет ли Россия главной виновницей?

А не сделает ли Лукашенко ставку на антироссийские лозунги и национализм? Во всяком случае, ряд российских СМИ в последнее время подает дело так, что президент страны-союзницы якобы спелся с доморощенными национал-радикалами и всячески им потворствует.

Белорусским аналитикам вся нелепость этих страшилок очевидна. Но очевидно и то, что властям выгодно как минимум повесить на Москву вину за наш сегодняшний финансово-экономический кризис.

Политический аналитик Юрий Дракохруст в комментарии для Naviny.by сослался на интересные социологические данные 1998 года: тогда в сентябре, после российского дефолта, также ударившего по Беларуси, «рейтинг Лукашенко, напротив, скакнул вверх: защитник! И тогда народу четко внушили, что это виноваты россияне».

Собеседник не исключает, что и на этот раз официальному лидеру будет придаваться образ защитника от внешней экономической напасти.

«Декабрьские выступления Лукашенко именно в таком ключе и выдержаны: нас обижают, на нас нападают, этот кризис нам фактически они экспортировали», — отмечает Дракохруст, имея в виду заявления белорусского президента в контексте продовольственной войны с Россией (типа того, что это «глупая и безмозглая» политика Москвы).

По мнению Валерия Карбалевича, эксперта аналитического центра «Стратегия» (Минск), Лукашенко не станет сейчас искусственно организовывать информационную кампанию против Кремля, но если повторятся коллизии вроде продовольственной войны, не упустит возможности для острой риторики такого рода.

Никакой же смычки с националистами у президента Беларуси не может быть по целому ряду причин, подчеркнул Карбалевич в комментарии для Naviny.by.

Во-первых, считает политолог, острой угрозы независимости нет, «пока Россия расхлебывает украинский кризис».

Во-вторых, электорат Лукашенко не готов впитать этнокультурный национализм.

В-третьих, для президента, долгие годы гордившегося тем, что он разгромил националистов, психологически невозможно резко повернуть политику в иную сторону, «признать, что БНФ был прав».

Наконец, в-четвертых, «режим базируется на аполитичности массы, а национализм — это тоже политизация, которая неизвестно куда приведет».

«Чтобы не было войны»

Безусловно, в предвыборной кампании Лукашенко «не обойдется без поиска виновных в экономических трудностях», отметил в комментарии для Naviny.by политолог Павел Усов.

На роль виновников будут избраны местная коррумпированная, неповоротливая бюрократия и кризис в России, считает аналитик. «Однако образ врага, который будет использован для внутреннего потребления, вряд ли можно будет назвать поворотом в сторону национализма», — добавляет Усов.

По его словам, даже более серьезные русско-белорусские конфликты, например информационная война в 2010 году, не привели к усилению национального базиса в Беларуси.

«Более того, о каком национализме можно говорить, когда Беларусь уже часть Евразийского союза и стоит на грани потери государственного суверенитета», — подчеркивает собеседник Naviny.by.

В целом, полагает он, предвыборная риторика руководителя страны вряд ли претерпит изменения. «Хотя на первое место безусловно будет поставлен вопрос обеспечения государством внутренней стабильности и безопасности. Лозунг «чтобы не было войны» компенсирует экономические потери», — говорит аналитик.

«Думаю, Лукашенко нечего опасаться в период президентской кампании, на данный момент нет серьезных политических оппонентов, нет тех, кто мог бы использовать ухудшение социально-экономической ситуации», — резюмировал Усов.

Расчет — на силу инерции и просто силу

Да, с точки зрения бессменного президента было бы неплохо иметь некую свою, фирменную идеологию. Но все попытки приближенных к власти ученых и пропагандистов создать такого рода концепт провалились, что признал и сам Лукашенко.

Это, однако, не мешает ему быть красноречивым и выступать по нескольку часов кряду.

Было бы неплохо и по тысяче долларов к новым выборам дать. Но провал этого плана действующего руководителя тоже не смутит.

«Лукашенко будет убеждать, что без него станет еще хуже», — говорит Карбалевич.

Он сомневается, нужна ли вообще нынешнему президенту некая особая, отточенная предвыборная программа.

«Его расчет на победу будет строиться на силе инерции, отсутствии альтернативы, подавлении оппонентов», — считает аналитик.

Таким образом, стычки с Москвой на информационном фронте в ходе электоральной кампании 2015 года возможны. Скорее всего, продолжится и мягкая белорусизация под контролем властей (чтобы не просочилось никакой оппозиционности).

Но вот альянс Лукашенко с национал-радикалами (их еще попробуй отыщи здесь днем с огнем!) так и останется лишь кошмарным видением отдельных апологетов «русского мира».

Тут самое время вспомнить Сталина, который на вопрос, какой уклон опаснее — левый или правый, ответил: оба!

Аналогично белорусский руководитель будет нацелен подавлять как традиционную (в основном прозападную) оппозицию, так и шевеление пророссийских сил, потенциально способных, с точки зрения властей, в определенной ситуации подыграть экспансии с востока.

Лозунги — дело десятое, пока внутри государства работает силовой ресурс. Правда, и он не в состоянии совладать с экономикой, которая сегодня точит зубы на рейтинг Лукашенко, но здесь уже расчет — на долготерпение и безропотность основной массы белорусов. Доселе расчет срабатывал.

И это тоже, если разобраться, основано на пирамиде Маслоу: уровень 1 — бери что дают; уровень 2 — бойся, чтобы не отобрали и это.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)