Лаврухин: «Сколько будут отрабатывать платники, думаю, мы узнаем в ближайшее время, когда появится закон или указ»

Эксперт в сфере образования — о студентах-платниках, плачевной ситуации в школах и мизерных зарплатах учителей и воспитателей.

Старший аналитик BISS, research director Института развития и социального рынка для Беларуси и Восточной Европы (IDSM) Андрей Лаврухин уверен, что в Беларуси будет введено обязательное распределение для студентов-платников.

Андрей Лаврухин

Это выстрел в голову, выстрел в будущее, который будет гнать всех бежать без оглядки.

— Я не сомневаюсь, что власти страны пойдут на это, — заявил Лаврухин на канале 6*V Biełaruś. — И здесь есть две группы причин, которые гораздо весомее всех издержек или возможных контраргументов.

Первая имеет экономический характер. Даже по заявлению официального представителя государства Михаила Орды, белорусским предприятиям не хватает огромного количества специалистов.

Я думаю, такая же ситуация и с теми, кто получает высшее образование. Мы знаем ситуацию с медиками, с учителями, с воспитателям. Дефицит вакансий настолько велик, что власти не могут предложить ничего, кроме такой мобилизационной модели, когда все будут обязаны затыкать эти дыры. И затыкать их придется все время новыми и новыми выпускниками.

Второй фактор — политический.

Дело в том, что у Лукашенко нет никакой другой формы легитимации, кроме как использования репрессивного института террора и насилия. Никакого доверия уже нет и быть не может, не знаю, на какой период, сколько понадобится времени, чтобы люди забыли или, как он говорит, перевернули страницу. Это невозможно.

Соответственно, нужно держать всех на коротком поводке. И такое закрепощение студентов, всех, независимо от формы обучения, позволяет решать эту задачу. С точки зрения здравого смысла и закона, это совершенно возмутительная вещь.

Но мы все свидетели того, как законы и здравый смысл не работают в Беларуси. Просто сейчас это приобретает все более гротескные вызывающие формы.

Скорее всего, придумают закон, будет установлена ответственность, будут введены репрессивные меры, которые будут запрещать, вплоть до того, что тем, кто уже заплатил, придумают, как можно еще возместить дань родине за полученное образование.

«Целевики» сейчас отрабатывают 5 лет, бюджетники — от 2 лет, сколько будут отрабатывать «платники», думаю, мы узнаем в ближайшее время, когда появится закон или указ, где будет это прописано.

Данная мера, по мнению эксперта, приведет, вопреки ожиданиям властей, к еще большему оттоку молодежи из института высшего образования.

— Здравый смысл подсказывает, что те, кто может, будут стараться уходить из этой системы или переводиться в вузы за границу. И в этом смысле, это выстрел в голову, выстрел в будущее, такой шок, который будет гнать всех еще оставшихся по каким-то патриотическим причинам, заставит и их бежать без оглядки.

Понятно, что будет и та часть молодежи и родителей, которые будут понимать, что высшее образование в Беларуси опасно, оно не стоит того, и многие могут вообще от него отказаться.

Но будет и значительная часть тех, кто найдет какие-то аргументы того, что все-таки хорошо, что будут отрабатывать и т.д. Эти люди как-то объяснят самим себе и детям эту неизбежность, — полагает Лаврухин.

В советские времена была такая пословица: это даже хорошо, что нам очень плохо. Вот эта форма возвращается в своих новых проявлениях.

На такую зарплату могут идти только люди, доведенные до полного отчаяния

Недостаток студентов, в свою очередь, еще больше увеличит количество вакансий по тем специальностям, где уже сегодня наблюдаются серьезные проблемы, отметил специалист и продемонстрировал это на примере учителей.

— Согласно данным официальных ресурсов, на которых объявляется о вакансиях, еще в начале мая 2022 года в Беларуси не хватало 368 учителей. Примечательно, что за лето эта цифра почти удвоилась. И это при том, что летом учителей принимают на работу.

Но мы наблюдали какой-то отток, и к середине июля количество открытых вакансий увеличилось до 637, а уже 1-3 августа, когда начинается подготовка к новому учебному году, вакантными были 700 учительских ставок.

Конечно, это связано с теми зарплатами, которые, как говорят, вроде от 1000 до 1500 руб. Но если присмотреться к регионам, например, в среднюю школу Вороновского района Гродненской области ищут преподавателя английского языка на зарплату 975 рублей, в город Крупки Минской области — на аналогичную малопривлекательную зарплату.

И это один из факторов, который отталкивает, помимо политического и прочих давлений и рисков попасть под раздачу за нелояльность.

Сфера образования недофинансирована, она остается в аутсайдерах. Медианная зарплата в образовании ниже данного показателя в целом по стране на 25,5%. Соответственно, туда идут не по призванию, а, следуя логике «лучше так, чем совсем ничего».

Еще хуже ситуация с воспитателями в детских садах. Там зарплаты совсем мизерные — 600 рублей и даже меньше, грубо говоря, 150-200 евро в месяц.

Понятно, что на такую зарплату могут идти только люди, доведенные до полного отчаяния от безысходности. Или женщины, у которых в семье кто-то зарабатывает.

Поэтому воспитатели входят в топ профессий, в которых остро нуждается экономика Беларуси, — констатирует эксперт.  

За два года власти осуществили интервенцию на школу

Он подчеркнул, что приоритеты нашего государства всегда были не в пользу культуры и образования, а с учетом новых реалий пропорции увеличились еще больше. Что касается вмешательства и воздействия, то в настоящее время, отмечает Лаврухин, под ударом среднее образование.

— Сейчас в условиях фактически военного времени властям не до образования и не до культуры. Поэтому военная сфера финансируется в 20 раз лучше культуры и значительно больше образования.

Причем эти же военные расходы предназначены не для внешней обороны, а для внутренней. Прежде всего, чтобы удержать власть и защититься от своих собственных граждан.

Политический кризис воздействует на разные сектора и уровни по-разному. В определенной степени меньше он воздействует на дошкольное образование. Но в 2021 году мы видели, как он воздействовал на высшее образование, когда был огромный отток и недосчитались до 5 тысяч студентов, эти места оказались вакантными.

А 2022 год показателен тем, что именно средняя школа стала во многом жертвой всех тех усилий, которые сейчас предпринимаются. Все-таки до сих пор она как-то более-менее держалась, даже в 2020 году, помните, выпускники вешали дипломы на заборы школ, выражая вотум недоверие учителям.

За два года власти осуществили интервенцию на школу, появились новые ставки педагогов по идеологии. Появились новые герои в лице ГУБОПиКов и прочих силовиков, которые показывают на своем примере, что такое «высоконравственное поведение», рассказывают детям, как правильно избивать, насиловать и сажать в тюрьмы своих соотечественников, что это и есть образец для подражания.

Раньше такого не было, такой переворачивающей с ног на голову морали, перевирания вообще того, что такое хорошо и что такое плохо.

Мы видим волну репрессий, в том числе в адрес учителей, родителей. Фактически в этом году уничтожен весь сектор частной школы. А ведь туда, имея вотум недоверия к государственным школам, многие родители стали отдавать детей с надеждой попасть в этот оазис, нишу, где можно было бы сохранить здравый смысл.

Все это разрушено и закрыто, и это колоссальный удар по школе. Она переживает самые трудные времена, и при этом школы полностью исключены из международного сотрудничества.

Чудовищные последствия происходящего будут известны спустя какое-то время. Дети впитают всю эту премудрость от омоновцев и батюшек, которые крестным знамением освящают чудовищные преступления против человечности, и это даст свои плоды на социальном уровне, когда эти дети вынесут полученное за пределы школы, — делает неутешительный прогноз эксперт в сфере образования. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(27)