Кузнецов: «Ясно одно. Беларусь – уже другая»

Основатель «Сильных новостей» пересмотрел видео протестов дня (не)регистрации, и сделал несколько выводов.

Вывод первый. Как бы белорусы не хотели и не старались, именно власти переводят все протесты в формат насильственного противостояния, – пишет Петр Кузнецов. – Брутальные задержания – обязательный номер программы, но людям все больше надоедает просто послушно ходить в автозаки и они начинают сопротивляться. Вчера это было видно особенно хорошо и кадров хватает не только с Немиги.

Вывод второй. При отсутствии политической воли штабов и нормальных организаторов протеста, все движение проявляется достаточно спонтанно и децентрализованно. Люди выходят везде, где могут выйти.

С одной стороны, это ставит в очень неудобное положение ОМОН: они практически не могут применять навыки по разгону. Со щитами и в шлемах по склонам не побегаешь, это скиллы для площадей и рассечения больших масс. Приходится тупо идти в рукопашную «стенка на стенку». Пока у них получается по факту побеждать, но уже со скрипом, и много где приходится просто отступать.

Но надо понимать, что пока ещё и в протестах задействовано крайне мало людей и ничтожная доля тех, кто действительно способен к физическому противостоянию. Если протесты будут нарастать, соотношение сил может измениться и в этом формате ОМОН вообще окажется бессильным – в простой драке «стенка на стенку» и численность может решить.

С другой стороны, совершенно непонятно, как такие действия могут привести к каким бы то ни было переменам. Локальные уличные бои и стычки по всей стране могут породить анархию, но не выглядят ни в какой мере политическим инструментом давления. Тем более, что и использовать этот инструмент на сегодняшний день некому.

Иными словами – немного пат.

Вывод третий. Власть – в идиотском положении. Если протест в описанной форме действительно станет общенациональным и охватит всю страну, наступит время постоянных локальных стычек и неповиновения милиции, ей даже разговаривать будет не с кем, не с кем договариваться, останется вилка: или побеждать это все физически, посадив в тюрьму весь народ, или существовать какое-то время в бесконечном хаосе с единственной перспективой – коррозия системы, ибо в хаосе из нее начнет выпадать один винтик за другим.

Власть в течение многих лет методично уничтожает в стране всех и вся, хотя бы минимально претендующих на политическую субъектность, в итоге недовольный народ представляет только себя. Вчера ни один из штабов никого на улицу не звал, но многие омоновцы неплохо получили.

Фото Игоря Мелешко

И это очень плохая перспектива для любой власти, в любой стране, в любое время – находиться в противостоянии не с какой-то политической силой, а с народом как таковым.

В общем, ситуация видится крайне сложной, запутанной и с множеством вариантов развития событий. Ясно одно. Беларусь – уже другая. Сильно другая.