Комментарии
Сергей Жбанов, «Белгазета»

Куда будет деваться электроэнергия с АЭС в Островце

В ходе визита в Ельский район, приуроченного к 30-й годовщине чернобыльской трагедии, президент страны рассказал светящимся (видимо, не только от радости) местным жителям о внезапно открывшихся перспективах использования энергии мирного атома в быту. И на этом хорошие новости от президента не заканчиваются.

Далее разговор пошел по сюжету известного анекдота. Оказывается, после введения в эксплуатацию БелАЭС в стране будет избыток электроэнергии.

Поэтому, словно предвосхищая риторический вопрос «Сами съедим или соседям дадим?», президент пояснил, как власть собирается распорядиться этим счастьем, свалившимся на нашу голову. «Купить у нас эту электроэнергию вряд ли смогут соседи. В России тоже переизбыток, в Украине электроэнергии хватает. В Европе своя электроэнергия. То есть это товар, идет конкуренция. Ее продать будет трудно, - сообщил Александр Лукашенко. - Поэтому я говорю, что сегодня надо готовиться к тому, чтобы вместо газа, нефти использовать электричество».

Тут впору следовало бы воскликнуть: «Оба-на!». Неужто в национальной стратегии энергетической безопасности наметился решительный разворот? Ведь еще в конце 2005г. президент жестко заявил представителям российских региональных СМИ: «Мы газификацию села, чего бы нам это ни стоило, будем проводить». И сотни миллионов долларов были благополучно потрачены на достижение поставленной цели.

Сегодня мудрый, а главное, любимый руководитель страны предлагает уже при вводе в строй новых объектов, например жилья, ориентироваться не на российский природный газ, а предусматривать более широкое использование электроэнергии. «А когда вы увидите, что электричество будет выгоднее, чем газ, вы сами купите электрическую плиту», - прозорливо заметил Лукашенко. Кроме этого, по его словам, есть еще одно перспективное направление - развитие сегмента электромобилей.

Неужели настали времена, когда и в Беларуси электроконь идет на смену крестьянской дизельной лошадке?

Значит, академик НАН Беларуси Александр Михалевич оказался прав, предсказав еще два года тому назад, что «использование электромобилей уже найдет применение в РБ». Впрочем, он ошибся в главном, решив, что раз БелАЭС будет уникальной, поскольку сначала россияне, а затем и литовцы отказались от строительства АЭС на территории, сопредельной с нашей республикой, то Беларусь имеет все шансы «выйти на зарубежный рынок со своей электроэнергией».

Сегодня в это не верит даже Лукашенко. Между тем еще в 2012г. он был готов построить и вторую АЭС в Беларуси на готовой площадке в Могилевской области с участием «японцев, корейцев или, может быть, французов с немцами». Хотя уже тогда стране, стремительно погружающейся в долговую яму, следовало задуматься о целесообразности строительства даже второго блока на БелАЭС, чтобы сократить сумму кредита в 2 раза (до $ 5 млрд.) и не ломать сегодня голову над тем, куда деть избыток электроэнергии.

Кстати, сомнений в целесообразности данного проекта хватало с самого начала, в т.ч. в отношении конкурентоспособности производства энергии с помощью атомного реактора. Но точку в этой дискуссии поставил сам Лукашенко еще 15 января 2008г. - на заседании Совбеза, на котором было принято решение о строительстве БелАЭС. И в ходе этого заседания президент сделал несколько примечательных заявлений: «А у нас, как всегда, беларускасць бежит впереди разума… Весь мир определился, а мы рассуждаем. А потом будем усиленно догонять. Но тогда это будет стоить в два раза дороже». «Сегодня мы закладываем основу функционирования белорусского государства в условиях, когда на Земле обостряется глобальная проблема истощения запасов углеводородного сырья. Я думаю, будущие поколения оценят наше решение», - именно так Лукашенко объяснил свое не самое дальновидное решение.

Впрочем, будучи в Ельском районе, Лукашенко уже дал оценку своей прежней социально-экономической политике. По его словам, программа социально-экономического развития Беларуси на 2016-20гг. «будет абсолютно реалистичной, а не маниловщиной»: «Мы будем планировать, исходя из наших возможностей. В том, что мы можем прилично добавить, нет никаких сомнений. Залог этого - модернизация, которую мы провели». При этом глава государства сослался на пример успешной модернизации села и деревообрабатывающей промышленности.

Однако стоит напомнить, что в ноябре 2012г. Лукашенко сообщил, что «весь проект модернизации деревообработки провален». А спустя два года даже не поехал в модернизированный цех «Витебскдрева» из-за повышенного содержания формальдегида. А в респираторе, как известно, речь об успехах не толкнешь. Да и самые верные почитатели президентского ораторского таланта вряд ли согласились бы рисковать своим здоровьем. А в противогазы их одеть - тогда пришлось бы отказаться от телерепортажа и ограничиться радиотрансляцией. В общем, одни проблемы, если без маниловщины.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)