Кто тоскует по советской эпохе и почему
Выйдет ли материализованный советский спектакль за рамки музея?
Общества, пережившие исторические травмы, нуждаются в анестезии и психотерапии, считает исследователь ностальгии, социолог Роман Абрамов.
Эти функции, по его мнению, часто выполняет коллективная ностальгия по «старым добрым временам», например, по периоду «развитого социализма». Тоску по приукрашенному прошлому материализовали многочисленные музеи СССР, созданные энтузиастами. Она не просто конвертировалась в коммерческий продукт, но и помогла переосмыслить прошлое, рассказал социолог IQ.HSE
«Золотой» советский век
Условным «золотым веком», с которым сверялась современность, в коллективном сознании стало двадцатилетие с середины 1960-х до середины 1980-х. Это время меньше ассоциировалось с историческими травмами (в отличие, например, от репрессивных 1930-х и «сороковых роковых») и больше — с относительной стабильностью для большинства населения СССР.
На деле эпоха «развитого социализма», более известная как «эпоха застоя», отнюдь не была однозначной. Это время экономической стагнации, войны в Афганистане, кампаний против диссидентов (Александра Солженицына, Андрея Сахарова и пр.), эмиграции третьей волны.
Однако эти события затрагивали не всех и выглядели менее травматичными — по контрасту с событиями очень непростых предыдущих десятилетий.
Условий возникновения ностальгии по советскому, по мнению исследователей, три: неопределенность будущего, недовольство настоящим у разных социальных групп, наличие материальных свидетельств (вещей, архитектуры, изображений), соответствующих ожиданиям ностальгирующих.
Тоска в вещах
Предметный мир — гигантская барахолка старых вещей — играет здесь особую роль.
Вещи из «прекрасного далека» — это и сосуды ностальгии, и психологические якоря, и талисманы, и психоделические средства. Они помогают «телепортироваться» в прошлое (точнее, в мир иллюзий о нем), подобно машине времени или психотропным веществам.
Продолжение материала читайте здесь.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное