Выборы-2020

 Михаил Брошин

Кто останется после тебя? Что означает снятие Гайдукевича с выборов

Количество параллелей с 2010 годом становится пугающим. В рамках спецпроекта «10/20» вспоминаем, что десять лет назад представитель семейства Гайдукевичей тоже снялся с президентских выборов.

Фото Ирины Ореховской, nn.by

Сергей Гайдукевич, многие годы возглавлявший либерально-демократическую партию Беларуси, традиционно играл на президентских выборах специфическую роль. Громкие заявления по ходу сменялись весьма скромным результатом – от 2,5 до 3,5% (причем есть основания думать, что Центризбирком при подсчете голосов, скажем так, был добродушно настроен к Гайдукевичу-старшему).

Я смотрю на всех, как слон на моську.

Сергей Гайдукевич

Зато у Александра Лукашенко всегда был гарантированный спарринг-партнер на случай, если все оппозиционные кандидаты решат бойкотировать выборы. А это важно: если бы действующий президент вдруг остался без соперников, один в бюллетене, его запрограммированная победа не выглядела бы «элегантной».

Гайдукевич-старший присутствовал в бюллетене для голосования на президентских выборах в 2001, 2006 и 2015 годах. А вот в 2010-м…

Десять лет назад Сергей Гайдукевич зарегистрировал инициативную группу. Но примерно за два с половиной месяца до выборов внезапно снял свою кандидатуру. Объяснение оказалось довольно туманным: «Я не хочу участвовать в этом спектакле».

10 лет спустя

В сентябре 2019 года 65-летний Сергей Гайдукевич передал руководящий пост в ЛДПБ по наследству – 43-летнему сыну Олегу. Он же и стал участником президентских выборов-2020.

Олег Гайдукевич зарегистрировал инициативную группу. А спустя четыре дня после начала сбора подписей внезапно снял свою кандидатуру. Объяснение оказалось довольно туманным: «Президентские выборы — процесс, который должен объединить страну, а не разъединить. Действующий президент — единственный гарант единства страны. В этой ситуации мои политические амбиции уступают ситуации в стране».

Я считаю себя самым серьезным политиком из всех политических партий Беларуси.

Олег Гайдукевич

Кто остался «на трубе»

«А упало, Б пропало», – говорится в старой детской загадке. Кто же теперь может дойти до финиша президентской гонки?

В деле формально осталось 13 претендентов. Из их числа вычеркиваем Юрия Губаревича, Николая Козлова и Ольгу Ковалькову, которые сформировали минимальные инициативные группы лишь для того, чтобы получить возможность вести агитацию, но не собирать подписи.

Наилучшие шансы преодолеть 100-тысячный барьер имеют Виктор Бабарико, собравший рекордную для альтернативных политиков инициативную группу (8905 человек) и Андрей Дмитриев, который много лет упорно создавал структуры «Говори правду» в регионах (в его группе 2302 сторонника).

Отдельно стоит упомянуть Светлану Тихановскую. С одной стороны, она – технический претендент с крайне скромной инициативной группой (252 человека). С другой, прямо сейчас ажиотаж вокруг персоны её мужа, по белорусским меркам, довольно высок, что очень способствует сбору подписей.

Что касается прочих участников… то почти любой из них тоже может быть зарегистрирован в качестве кандидата. Об этом опять же свидетельствует опыт 2010 года. Тогда 100 тысяч подписей, вероятно, собрали Владимир Некляев и Андрей Санников, но в бюллетене оказались практически все желающие. Включая радикально настроенного Николая Статкевича.

Так что, итоговый список кандидатов зависит от сценария, который на этот раз выберет власть. Очень хочется верить, что он не предусматривает «грандиозного шухера», случившегося 19 декабря 2010 года…