Кристиан Бэйл: «Я? Слишком хорош? За кого вы меня принимаете!?»
Актер Кристиан Бэйл рассказал о том, почему он не хочет быть знаменитостью, как заставить публику поверить в фантастический сюжет и о трудной судьбе ребенка в кинематографе. «Меня не интересует имидж кинозвезды, которая роняет одну красивую фразу, и все замирают в восхищении. По правде говоря, я даже смотреть такие фильмы не люблю. В том числе, предыдущие «Терминаторы», — откровенничает он.
На экраны вышел один из самых долгожданных блокбастеров
сезона — «Терминатор 4». В этой картине нет Арнольда Шварценеггера (только
короткое появление робота-убийцы, которому пририсовали лицо Шварценеггера в
молодости). Зато страшное будущее в ней уже наступило: режиссер Макджи перенес
действие в 2018 год. После ядерного взрыва, «Судного дня», остатки человечества
мужественно сражаются с машинами, захватившими власть на планете. «Терминатор
4» — уже не боевик и не триллер; это футурологический военный эпос, мрачная
антиутопия.
Подзаголовок фильма гласит: «Да придет Спаситель».
В роли спасителя, того самого Джона Коннора, которого в трех
предыдущих картинах безуспешно пытался убить Терминатор, выступил артист,
способный вписаться и в сложный артхаусный фильм, и в многомиллионный
блокбастер, — Кристиан Бэйл. Его карьера началась еще в детстве: двенадцати лет
от роду Бэйл сыграл центральные роли сразу в двух фильмах, эпической «Империи
солнца» Стивена Спилберга и сказке «Мио, мой Мио» Владимира Грамматикова. Затем
были работы в постановках по Шекспиру и Стивенсону, чуть позже — независимые
фильмы: «Бархатная золотая жила» Тодда Хэйнса (у него Бэйл позже сыграет Боба
Дилана в картине «Меня здесь нет») и нашумевший «Американский психопат», где
Бэйл исполнил роль гламурного маньяка Патрика Бэйтмена.
Имидж перфекциониста Бэйл подтвердил ролью в триллере
«Машинист», ради которой он похудел на 28 килограммов, чтобы потом снова
набрать вес для роли Бэтмена. «Бэтмен: начало» и «Темный рыцарь» Кристофера
Нолана превратили Бэйла в крупнейшую международную звезду — от статуса которой
актер изо всех сил открещивается. В этом еще раз убедился обозреватель
«Пятницы», встретившись с Кристианом Бэйлом в Париже, накануне мировой премьеры
«Терминатора 4».
— Не страшновато было
играть самого Мессию, спасителя рода человеческого?
— В «Терминаторе 4» Джон Коннор действительно впервые
становится главным героем. Играть Мессию — дело непростое, так что я сразу для
себя решил: мой герой еще не уверен в своем предназначении. Он хотел бы спасти
мир, как предсказывала его мать, но пока не получил конкретных подтверждений,
что способен на это.
— Даже в тех фильмах,
где вам поручена роль героя с большой буквы, вы умудряетесь играть в первую
очередь реального человека: и в «Темном рыцаре», и здесь.
— Меня не интересует имидж кинозвезды, которая роняет одну
красивую фразу, и все замирают в восхищении. По правде говоря, я даже смотреть
такие фильмы не люблю. В том числе, предыдущие «Терминаторы». То есть, я уважаю
созданную ими мифологию, меня даже убедили в том, что эту мифологию необходимо
возродить. Но в иной форме.
Я ни за что не хотел бы ностальгических подмигиваний в
сторону 1980-х годов, играть крутого парня и все время шутить с публикой: «Эй,
ребята, вы ж понимаете, мы все это не всерьез!». Для меня единственный способ
сыграть в фильме — это отнестись к роли со всей возможной ответственностью и
заставить зрителя уверовать в то, что он видит. Только так я могу работать.
Интереснее всего в этой работе было как раз заставить
публику поверить в происходящее. Между нами говоря, это чистая чушь — какие-то
роботы-убийцы охотятся за человечеством… И мне бы хотелось, чтобы люди в зале
смотрели это не как высокобюджетный аттракцион, а вглядывались в наши лица и
говорили про себя: «Ничего себе, они верят в то, что делают! Для них это не
шутки».
— На съемочной
площадке «Терминатора 4» вы накричали на коллег, обвинив их — в весьма резких
выражениях — в непрофессионализме. Вы часто выходите из себя?
— Дело в том, что я люблю работу, а не треп. Самый
показательный пример — фильм «Машинист», на съемках которого я открыл для себя
все преимущества молчания. Знаете, за время работы над картиной я, по-моему, не
сказал ни единого слова — разумеется, кроме реплик, прописанных в сценарии. Не
потому, что я такой высокомерный и считаю, что люди вокруг не стоят моего
внимания. Я готов быть рядом и не ставлю себя выше других — просто не хочу,
чтобы со мной разговаривали, когда я занят делом.
Разумеется, многим это не нравится: «Что это он молчит,
что-то не в порядке?» А я не хочу отвлекаться от тех задач, которые увидел в
сценарии, и хочу выполнить со стопроцентной отдачей. Зависать на площадке и
общаться с коллегами… Этим я уж лучше займусь в выходные.
— Может, вам просто
общих тем для разговора не хватает?
— Не исключено. Я не очень хорошо ориентируюсь в истории
кинематографа и не хочу бесконечно сравнивать то, что я делаю, с чьими-то еще
достижениями. Наверняка знаю лишь одно: я обожаю вживаться в образ другого
человека, превращаться в него перед камерой. На этом и концентрируюсь. Этим
актер и должен заниматься в любом фильме — будь он развлекательным, серьезным
или «серьезным» в кавычках.
— Для вас профессия
актера — не только вживание в роль, но и физические упражнения, как показывают
ваши последние работы.
— Ну, Джон Коннор все время расхаживает с пушкой в руке, но
с Бэтменом его не сравнить. А в «Темном рыцаре» я исполнил столько трюков, что
самому не верилось. Крис Нолан предпочитает делать все по-настоящему, без
компьютерных эффектов: прыжки, драки…
— Однако это не
значит, что в сложных авторских фильмах мы вас больше не увидим?
— То, что «Терминатор 4» последовал сразу за «Темным
рыцарем», — чистой воды совпадение. Я сам предпочитаю более сложные картины. Но
и эти две были очень непростыми и очень разными, хоть и считаются так
называемыми блокбастерами.
В «Джонни Д.» Майкла Манна я снялся в перерыве между этими
двумя картинами, но это тоже нечто вроде блокбастера… У меня вкус эклектичный.
Я выбираю не жанры, а людей. Например, мы отлично
сработались с Крисом Ноланом — поэтому я снялся в «Темном рыцаре», а не потому,
что рассчитывал на большой успех. Мне плевать на бюджет картины и гонорар:
важно лишь то, стоит ли предложенная роль нескольких месяцев моей жизни. Я не
был уверен, что роль в «Терминаторе 4» из таких. Я от нее раз десять
отказывался…
— Как же вас все-таки
уговорили?
— Изначально они хотели, чтобы я сыграл робота, тогда и
сценарий был другим, Джон Коннор был второстепенным персонажем. Мне это не
понравилось. Продюсеры согласились, никому не хотелось сделать ерунду, вроде
«Терминатора 3»…
Подключили новых авторов. Потом был большой перерыв из-за
забастовки сценаристов. В конечном счете, меня убедили сыграть уже другую роль
— Коннора, который стал главным героем.
Уговорил меня режиссер Макджи. Я подумал: «Вот смельчак,
назваться Макджи, и в паспорте это прописать — без фамилии!». Уважаю отважных
людей.
А еще несколько человек сказали мне, что я не должен
сниматься в «Терминаторе». Я спросил почему. Они имели глупость ответить: «Ты
слишком хорош для этого». Я? Слишком хорош? С какой стати?! За кого вы меня
принимаете? Раз люди считают, что я не смогу это осуществить, я должен
попробовать.
— С «Американским
психопатом» и «Машинистом» было так же?
— Нет, тут у меня сомнений не было. Ни малейших. И персонажи
интереснее, чем здесь. А тут общая задача сложнее: рассказать новую историю о
Терминаторе и не показаться смешным, сделать это всерьез. Но с крупными
фильмами всегда и сомнений больше, потому что в эту авантюру вовлечено больше
народа и средств.
— То есть, вы
все-таки предпочитаете малобюджетное кино?
— Там меня хоть кинозвездой не обзывают. Ненавижу это слово.
Я — актер. Я играю роли. Я создаю персонажей. И я никогда не хотел стать
знаменитостью. Быть в центре внимания — отвратительное ощущение. Все, для чего
мне нужен успех, — это возможность играть более интересные роли.
— До какой степени
родители определили ваш выбор — стать актером?
— Об этом спросите моего психотерапевта. Хотя… Мой отец был
пилотом и по-настоящему творческим человеком. Ему нравилось пробовать что-то
новое. Как и мне.
— А насколько помог
Стивен Спилберг, отобравший вас на главную роль, когда вы были еще подростком?
— Актером я стал не благодаря Спилбергу, а вопреки. Стивен —
потрясающий человек, мы с ним не прерывали дружеских отношений все эти годы. Я
ценю его веру в меня. Но сам опыт съемок в 12 лет…
Тинейджер должен быть анонимом, он не готов к славе и
ответственности. Не надо детям становиться профессиональными актерами, такой
груз им не по плечу. Это взрослая работа.
После «Империи солнца» я не хотел быть актером. Прошло пару
лет, прежде чем я передумал. Честно говоря, подсел на творческую работу, не мог
переключиться ни на что другое. Пришлось вернуться.
Я никогда не был киноманом, никогда не мечтал превратиться в
легенду экрана. Но сам процесс съемок меня завораживал. В отличие, кстати, от
театра: не люблю туда ходить и не собираюсь играть на сцене.
А кино — это экстрим: представьте, каково лететь в вертолете
над джунглями, свесившись с подножки? А каково сыграть смерть? Каждый фильм —
миссия, каждый — приключение.
— Режиссером стать не
мечтали?
— Меня все время спрашивают об этом. Не знаю почему.
Понимаете, я по натуре одиночка. Я хочу отвечать только за себя самого, а не за
толпу чужих людей.
Один режиссер так описал мне свою профессию: «Ты держишь в
руках кисть длиной в два квартала и пытаешься нарисовать что-то на холсте, но
за нее хватаются посторонние, и контролировать творческий процесс почти
невозможно». Не хотел бы я браться за такую кисть.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное