Комментарии
Татьяна Силина, «Зеркало недели»

Кремлевские звезды на флаге ЕС

Я таки его сняла — синий флажок с золотым созвездием, все последние месяцы стоявший на моем рабочем столе. Не выбросила, конечно, но переставила подальше в угол, чтоб реже попадался на глаза, не раздражал и не печалил.

Давно собиралась это сделать, но каждый раз рука опускалась — ведь под европейским флагом и с европейскими лозунгами моя страна пережила одно из важнейших, а может, даже переломных событий своей истории — Евромайдан.

Евросоюз так и не решился перейти к третьему уровню санкций против России. Несмотря на гибель вот уже более 700 украинцев. Несмотря на 46,5 тыс. наших граждан, вынужденных покинуть свои дома из-за учиненной Россией трагедии на Востоке страны. Несмотря на то, что Киев накануне саммита ЕС предоставил европейской стороне исчерпывающие фото– и видеодоказательства того, что Россия фактически ведет войну против Украины.

...

Впрочем, это было вполне ожидаемо. Какой там третий уровень, если даже по расширению "санкционного списка" консенсус достигался с муками. Наши дипломатические источники утверждали, что ни одна страна ЕС по-настоящему не готова к секторальным санкциям против России. Не проведен анализ возможных рисков и потерь. Не определен перечень секторов, хотя бы тех, с которых можно было бы начать "щемить" РФ. Каждая страна пыталась вывести из-под возможного удара сферы, в которых ее сотрудничество с россиянами для нее особенно важно.

Для многих государств — это энергетика, для Британии и Австрии — еще и финансы, для Франции — "оборонка" и т.д и т.п. Все кивали друг на друга и обещали поддержать (или хотя бы не блокировать) введение третьего пакета, если поддержат остальные. Обещать легко, особенно если точно знаешь, что кто-то обязательно будет "против"...

Маленькие прятались за спины больших. Большие привлекали маленьких для массовости. Настоящих буйных было мало. По информации наших европейских дипломатических источников, за переход на третий уровень выступали Британия (наиболее активно), Дания, Эстония (активно), Ирландия (пассивно), Латвия (с зубовным скрежетом), Литва, Польша, Румыния, Швеция (с оговорками). Германия была против. Франция с Италией тоже явно не за. Поэтому остальные могли уже не беспокоиться...

Об опасениях и страхах Европы, удерживающих ее от более жестких действий в отношении России, мы писали уже не раз. Основные из них следующие. Главные европейские игроки не раз давали понять украинской стороне, что их резкие действия против России могут спровоцировать Кремль на еще больший беспредел в Украине.

Что угроза санкций более действенна, чем сами санкции. А если уж их ужесточать, то очень постепенно. Что применив "последнее оружие", Европа развяжет Путину руки, поскольку ему уже больше ни на кого не нужно будет оглядываться. Поэтому не надо загонять его в угол, а стоит поразмыслить, какие можно дать хозяину Кремля возможности для "сохранения лица".

Но не только и не столько будущее Украины тревожит европейцев. Российская экономика — колосс на глиняных ногах. Рухнет — накроет многих. Едва оправившаяся после недавнего кризиса Европа боится, что крах российской экономики приведет к глубочайшему кризису не только на континенте, но и, вполне вероятно, во всем мире. А некоторые эксперты вполне серьезно рассуждают даже о возможном распаде России, что станет для Европы настоящей катастрофой.

Но даже если отложить в сторону апокалиптические сценарии, радужной картинка все равно не станет. Нереформированная российская экономика переживает не лучшие времена. И даже мягкие санкции Запада стали для нее достаточно болезненными. Как долго еще россияне будут пребывать в эйфории от "Крымнаш", восторгаться своим президентом и сохранять ему бешеный рейтинг, не обращая внимания на все более усугубляющееся экономическое положение страны?

Кто знает, может, Путин специально нарывается на более жесткие санкции Запада? С чего это он так активизировался в Украине накануне саммита ЕС? Логичнее ведь было бы утихомириться на время, продемонстрировать "добрую волю", "стремление к диалогу", а он "Градами" палит по Украине, плюя на все предписанные России Евросоюзом "шаги" от 27 июня.

Может, Путину нужны эти санкции Запада? Ведь тогда можно будет списать все проблемы в экономике на них, заранее расширить русло для народного гнева и направить его в сторону Запада, еще больше сплотить россиян перед лицом новой — экономической — внешней угрозы, ощетиниться всей Великой Россией по отношению к жестокому и враждебному западному миру. И попытаться снова диктовать ему свои условия.

Замедление экономического роста и отток капитала из России начались не после аннексии Крыма, а задолго до нее (в прошлом году из РФ ушли 63 млрд долл., а рост ВВП упал на 2,1%, составив всего 1,3%). Западные санкции (пусть и весьма символичные) лишь ускорили эти процессы, заодно обвалив курс рубля. На прошлой неделе замминистра финансов РФ С.Сторчак признал, что санкции Запада оказывают сильное косвенное влияние на экономику страны, причем их эффект усилился из-за того, что они совпали с падением темпов роста экономики.

За первое полугодие нынешнего года утечка капитала из России составила около 75 млрд долл., превысив этот показатель за весь прошлый год. Затягивание Запада с дальнейшими санкциями несколько приостановило этот процесс во втором квартале, но еще до новых ограничений США и Европы, введенных на этой неделе, Всемирный банк и МВФ прогнозировали, что до конца года из России может утечь до 150 млрд долл. Большинство финансовых учреждений прогнозируют стагнацию или даже отрицательный рост российской экономики. В случае же дальнейших действий России на Востоке Украины ей предрекают серьезный экономический спад и паническое бегство инвесторов.

Европу это никак не радует. РФ — третий по объемам торговли партнер Евросоюза. За первые четыре месяца т.г. торговля ЕС с Россией упала на 18%. Имея внешнеторговый оборот с РФ примерно в 417,7 млрд долл., Евросоюзу куда сложнее, чем Штатам с их 27,7 млрд долл., решаться на какие-либо ограничения в отношении РФ. В Европе любят и привечают российских инвесторов. Там ждут российских туристов и шопоголиков, ведь русские тратят в европейских бутиках и ресторанах примерно в четыре раза больше, чем среднестатистический турист. Но после падения курса рубля россияне стали значительно бережливее...

К чему приведут новые санкции? Россия зависит от Европы, но и Европа зависит от России. В Кремле это прекрасно известно. Там давят на все рычаги воздействия, тычут во все болевые точки, щекочут все центры удовольствия своих европейских партнеров. Запугивают одних, обещают манну небесную другим. Раскалывают Европу "по интересам" и настойчиво пытаются вбить клин между ЕС и США. И, заметим, у них это весьма неплохо получается.

После июньского саммита ЕС, пригрозившего России новым пакетом санкций, в Европе еще больше активизировались подкармливаемые россиянами лоббистские организации, пресса запестрела страшилками о том, какие потери понесет та или иная страна от сворачивания сотрудничества с Россией. И о том, как коварные американцы давят на европейцев, уговаривают усилить санкции против РФ, скрывая свою истинную цель — подорвать конкурентоспособность Европы, занять ее места на рынках, обеспечить себе значительные преимущества при подготовке широкомасштабного соглашения о свободной торговле между ЕС и США.

Россияне — чрезвычайно эффективные пропагандисты. Но сила их пропаганды не только в продуцировании неимоверной лжи. Они также отлично знают, когда, какую правду и в какой обертке необходимо подать тому или иному обществу. Европейское общество уже давно привыкло жить хорошо.

Оно когда-то отстояло свои ценности и теперь все больше рассуждает о ценах. Не потому, что ценностей больше нет, просто к ним уже все привыкли, как к горячей воде в кране. Вы же не думаете каждый день о горячей воде, если она у вас есть? Воспринимаете, как само собой разумеющееся. Те европейцы, кто выборол свои ценности давно, уж и не помнят, как это — жить без этих самых ценностей. Поэтому и тревожатся нынче все больше о ценах.

Прошлый экономический кризис показал, что многих европейцев способно вогнать в депрессию, например, лишение возможности каждый день ужинать в ресторане или посещать любимый спортклуб. Что уж говорить об ужасе отсутствия газа в трубах и холодных батареях зимы 2009-го...

Европейцы привыкли жить хорошо. И им очень не хочется менять свой образ жизни, даже если кому-то где-то совсем плохо, особенно, если это "где-то" за пределами Евросоюза. И неважно, что этот "кто-то" отчаянно машет европейским флагом, призывая на помощь. А главным образом сигнализирует: "Ребята! Мы — это только начало!.."

В Брюсселе каждый из лидеров государств Евросоюза думал не только об Украине, но прежде всего, о своих гражданах, об их рабочих местах, об отечественных компаниях, фирмах и бизнесах. Ну и о собственном политическом будущем, разумеется, тоже.

Канцлер Германии Ангела Меркель против третьего пакета санкций не потому, что она против Украины. Просто она за сохранение "диалога" и "сотрудничества" с Россией. Торговый оборот Германии с РФ в прошлом году составил более 76 млрд долл., с российскими предприятиями ведут бизнес примерно шесть тысяч немецких фирм, их инвестиции в РФ составляют 20 млрд евро, 300 тыс. рабочих мест в ФРГ зависят от сотрудничества с Россией — эти данные активно приводят и немецкие, и российские СМИ.

Незадолго до саммита ЕС в европейской прессе перепечатывались прогнозы председателя Восточного комитета германской экономики (лоббистской организации, обслуживающей компании, работающие на российском рынке) Экхарда Кордеса, экс-гендиректора сети супермаркетов "Метро". Высказываясь против санкций в отношении России, он сообщил, что за последнее время германский экспорт в РФ сократился на 14%, то есть на 1,7 млрд евро, и если тенденция сохранится, то под угрозой сокращения окажутся до 25 тыс. рабочих мест, причем во всех промышленных областях — от автомобиле– до машиностроения. Например, продажи Volkswagen в России уже упали на 6%, у Opel — на 12%.

Не поддерживает санкции против РФ и концерн Siemens, чей глава не так давно заверил российских партнеров в том, что "санкции не повлияют на наше сотрудничество". И химический концерн BASF тоже против. Как сообщил в прошлом месяце пресс-секретарь концерна Wintershall, являющегося дочерним предприятием BASF (и одним из акционеров South Stream Transport B.V, строящей "Южный поток"), "Газпром" и Wintershall обменяются активами, несмотря на сложившуюся политическую ситуацию.

По соглашению с BASF, "Газпром" увеличит до 100% свою долю в совместных проектах по торговле и хранению газа в Европе, а BASF увеличит свою в проекте по разработке и освоению крупных газовых месторождений в Сибири. Не ко времени новые санкции и для немецкого энергогиганта RWE. Ведь в марте компания решила продать свое подразделение RWE Dea за 4,5 млрд евро холдингу российского олигарха Михаила Фридмана, L1 Energy которого еще и возьмет на себя 600 млн евро задолженности RWE.

Правительство Германии сейчас как раз проверяет, не противоречит ли сделка стратегическим интересам страны. По предварительным данным, не противоречит... Наверное, не будет слишком смелым наше предположение, что противниками санкций в отношении России являются и такие компании, как Gazprom Germania GmbH (со 100% российского капитала), Gazprom Energy GmbH (с той же долей российских денег), Nordstream (51%) и многие-многие другие — этот список слишком долог для газетной статьи...

Чрезвычайно осторожен в вопросе санкций и президент Франции Олланд, возлагая надежды на политический диалог Украины и России. В 2011 г. его страна подписала договор о продаже РФ двух десантных кораблей "Мистраль". Его, похоже, не смущает тот факт, что Франция стала первой страной НАТО, которая продает стратегическое оружие России, открыто считающей Альянс своим врагом.

Сделка не расторгается несмотря ни на возражения союзников по НАТО, ни на возмущение общественности по всему миру, ни на европейское законодательство. Франция продолжает противиться предложениям партнеров по ЕС свернуть военно-техническое сотрудничество с Россией и, тем более, ввести оружейное эмбарго. Хотя, по идее, должна быть в первых рядах радетелей за чистоту экспорта в этой сфере.

Как напомнило на днях французское издание L'Express, в 1998 г. ЕС по инициативе Франции и Британии утвердил собственный кодекс оружейного экспорта. Документ содержит восемь критериев для страны-покупателя, несоответствие даже одному из которых должно автоматически аннулировать право на экспорт. По оценкам экспертов издания, Россия не отвечает сразу нескольким из них.

Она не защищает права человека; нарушает международное право; ставит под угрозу стабильность, мир и безопасность в регионе и мире; о России не скажешь, что она не связана с терроризмом; а Франция, вопреки еще одному критерию кодекса, не учитывает интересы союзников и партнеров по ЕС.

Вряд ли в интересах Парижа поддерживать и ограничения в отношении России в сфере энергетики. Французская Total имеет 40% в проекте разработки Харьягинского нефтяного месторождения, 20% — в проекте Yamal LNG, 25% — в проекте разработки Штокмановского газового месторождения, входит в стратегический альянс с российской газовой компанией "Новатэк" Геннадия Тимченко и владеет ее 17%. Уже после введения первых санкций в отношении России Total согласилась создать совместное предприятие с "Лукойлом".

Кроме того, другой французской компании — EDF — принадлежит 15% South Stream Transport B.V.

Санкций против России опасается и французский банковский сектор, ведь у Франции в РФ находится около 50 млрд долл. в финансовых требованиях.

Италия, ныне председательствующая в ЕС и с первых дней заявлявшая о "твердой поддержке" Украины, тут же отличилась "последовательностью" своей позиции. Министр иностранных дел Италии Федерика Могерини, улетев из Киева прямиком в Москву, пригласила Путина на октябрьский саммит ЕС и азиатских лидеров в Милан, вызвав острое неудовольствие в столицах наиболее близких друзей Украины.

Хотя, если Олланду захотелось увидеть Путина в Нормандии, то почему Могерини нельзя насладиться его обществом в Милане? Тем более что итальянцам с русскими еще со времен Берлускони всегда было о чем поговорить.

О том же "Южном потоке", например. Итальянской Eni принадлежит 20% в South Stream Transport B.V. Ее дочерняя компания Saipem получила контракты на постройку двух веток "Южного потока" на 2,5 млрд долл. Eni принадлежит 33% в совместном проекте с компанией "Роснефть", в геологоразведку уже вложено 1,7 млрд евро.

Российские деньги и российские туристы весьма уютно чувствуют себя в Италии. Примерно миллион россиян ежегодно наслаждается итальянским гостеприимством, теплым морем и не скупится в шикарных бутиках и ресторанах, предаваясь отдыху на широкую ногу.

Объем же российских инвестиций в эту средиземноморскую страну почти в два раза превышает итальянские вложения в экономику РФ. "Лукойл" владеет 100% нефтеперерабатывающего завода ISAB (более 2 млрд евро инвестиций). "Газпромнефть" — собственник 100% завода по производству смазочных материалов "Шеврон Италия С.П.А." (133,4 млн евро инвестиций).

ВАТ "Вымпелком" обладает 100% итальянского оператора Wind Telecomunicazioni Spa и вложил в бизнес 6 млрд евро. Группа "Ренова" через дочернюю "Авелар Энерджи" владеет 41% совместного предприятия "Авелеос" и 29% компании "Керселф", производящей ветряную, солнечную и биоэнергию в Италии и Франции (инвестиции 170 млн евро). Корпорация "Российский стандарт" владеет 70% итальянского производства вермутов.

А недавно состоялось весьма знаковое назначение. Находящийся под американскими санкциями президент "Роснефти" Игорь Сечин вошел в совет директоров производителя шин Pirelli после того, как его компания приобрела значительную непрямую долю в этой итальянской компании.

И, кстати, россияне уже пригрозили, что с санкциями шутить не следует, ибо новые ограничения против их страны могут стоить Италии 10 млрд евро...

Германия, Франция, Италия — три основных шлагбаума на пути к третьему уровню европейских санкций против России. Но есть еще и изрядное количество палок в колеса разной величины и крепости.

...

Да что говорить, если в то время как правительство Британии выступает одним из главных сторонников ужесточения санкций против России, британская BP активно расширяет сотрудничество с РФ, заключив недавно новую сделку с "Роснефтью", касающуюся разработки российских залежей сланцевой нефти, и, кроме того, сделав "Роснефти" крупный заказ на поставки нефти для самой ВР...

Россия находит подход к каждому государству, расширяя в Европе свое влияние. Европейцы легко и даже радостно пускают к себе российские деньги, похоже, вовсе не опасаясь их токсичности. Их легкомыслие и беспечность удивительны. Ведь для завоевания и подчинения Европы России вовсе не обязательно вводить туда танки. Россия, точнее алчный и циничный кремлевский клан, уже в Европе.

Он продвигается все дальше, захватывая все новые сферы и отрасли в экономике, покупая политиков и уже даже партии. Россия навязывает Европе свои взгляды, замашки и правила. Притом, что европейские в России, наверное, не приживутся уже никогда.

Россия не обстреливает Европу "Градами", но ее политика направлена против Евросоюза. Она стремится его расшатать, расколоть, и у нее это уже получается.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)