Филин

Яна Соколова

Ковалкин: «Когда заключаешь договор с дьяволом, он всегда заканчивается одним образом: ты платишь втройне»

Какое будущее ждет зарубежных инвесторов, которым власти запретили продавать активы в Беларуси — Филин обсудил с руководителем проекта «Кошт урада» Владимиром Ковалкиным.

Комитет госконтроля Беларуси провел проверку ОАО «Лидское пиво» и по ее итогам оштрафовал компанию на 35,8 млн рублей (12 млн евро по курсу Нацбанка на 20 февраля). Компания со штрафом не согласилась и обратилась с возражением в районный суд.

В 2022 году финская компания Olvi PLC, которой принадлежит «Лидское пиво», решила уйти из Беларуси после того, как страна стала соучастником в войне России против Украины.

Через полгода, в конце 2022-го, компания заявила, что не может продать актив из-за изменений в законодательстве, которые запрещают иностранцам продавать компании в Беларуси.

«Все равно определенные движения в направлении продажи делались, несмотря на запрет», — заявили НН сведущие участники рынка. Издание предполагает, что результатом этого стал драконовский штраф, наложенный на компанию госконтролем. Он составил 12 млн евро по курсу Нацбанка на 20 февраля.

Владимир Ковалкин

— Как, по-вашему, может разрулиться эта история с «Лидским пивом»? Что ждет инвестора?

— В указе №1403 за 2022 год «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» содержатся ограничения возможности продавать и отчуждать доли в различных юрлицах, которые белорусское государство посчитает важными для себя.

В общем-то, это реакция на то, что многие инвесторы хотели бы уйти с белорусского рынка в связи с тем, что началась война России против Украины и режим Лукашенко является пособником режима Путина в этой войне. Соответственно, многие иностранные компании посчитали, что для них оставаться внутри Беларуси является большой проблемой, связанной с репутационными издержками, которые выше, чем просто продать бизнес.

В данной ситуации каждая компания несчастна по-своему. Что касается «Лидского пива», то это классический промышленный бизнес. Ему выйти из Беларуси сложно, потому что у них завод, бренд, товаропроизводящая сеть. Все это нужно либо продавать (а продажа режимом Лукашенко запрещена, по сути, инвесторов лишили права собственности, частично на их имущество), либо как-то сворачивать таким образом бизнес, чтобы минимизировать потери.

С этими же проблемами сталкиваются абсолютно все инвесторы из злополучного списка. Далее каждая компания выбирает стратегию, что ей делать. Есть компании, которым проще прекратить бизнес и не мучиться. Есть компании, которые, как «Лидское пиво», пытаются продать себя.

Компаниям, связанным с ИТ, проще перевезти людей и прекратить фактическую деятельность в Беларуси, то есть оставить юрлицо, которое не осуществляет хозяйственной деятельности, а бизнес вести за границей.

Хуже всего тем, кто изначально инвестировал в недвижимость основные средства, и тем, кто работал на белорусский рынок. «Лидскому пиву» вдвойне плохо. Им вряд ли дадут прекратить работу, а если они будут пытаться снижать объемы производства, их начнут прессовать. Продать невозможно. В общем-то, они заложники в этой ситуации. Выходов немного: либо продолжать работать, либо все бросить.

Чиновники будут их принуждать работать, а они будут думать, как от этого избавиться. Собственно говоря, это очень знаковая ситуация для любого потенциального иностранного инвестора. Будет, как в анекдоте про катание на верблюде в Египте: сесть бесплатно, слезть — плати.

— То есть это будет бизнес из-под палки?

— Да, скорее всего. Тут еще не до конца понятно, что произойдёт, если они начнут снижать объемы производства. Или, допустим, они захотят просто остановить работу и законсервировать завод. Им же вряд ли это кто-то даст сделать.

Прогнозирую: если они попытаются что-то подобное сделать, к руководителям приедут силовики и начнут их прессовать и тягать по СИЗО. Скорее всего, надо все руководство эвакуировать из страны, прежде чем остановиться. Тут не пройдет вариант «хочу — работаю, не хочу — не работаю». Тяжелая история для инвесторов.

Вероятно, они думали, что здесь будет приблизительно, как где-нибудь на Западе. Захотел — купил, захотел — продал.

Происходящее сейчас — пример того, что бывает, когда ты пытаешься заключить контракт с дьяволом. В какой-то момент тебе кажется, что ты заключил выгодную сделку, потому что вроде бы и рынок есть, и льготы по налогам, обещания и люди с низкой зарплатой, которую можно недоплачивать, тоже есть.

И вот вроде бы счастье близко. Но когда ты заключаешь договор с дьяволом, он всегда заканчивается одним образом: ты платишь втройне.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(47)