Политика

Катерина Батлейка

Короткевич: «Со стороны государства усиливается функция контроля за каждой цифрой и словом»

Накануне Палата представителей в первом чтении приняла изменения в закон о государственной статистике. Среди поправок в том числе предусматривается возможность ограничения распространения официальной статистики при угрозе причинения вреда нацбезопасности.

Несмотря на то, что поправки в закон о госстатистике вводятся только сейчас, ограничения на публикацию некоторых данных негласно начали действовать еще два года назад. Так, с 2020 года из открытого доступа исчезли данные о смертности, внешней торговле и количестве пенсионеров. Что эти правки означают для белорусов, «Салідарнасць» спросила у политика Татьяны Короткевич.

— Это означает, что функция контроля за каждой цифрой и словом усиливается со стороны государства, а значит, усиливается и недоверие, — комментирует ситуацию Татьяна Короткевич в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Результаты таких законов свидетельствуют, что внутри системы существует кризис доверия к тому, что происходит, как предоставляют информацию и как она дальше будет использоваться. Соответственно, существует и недоверие внутри общества.

По словам политика, ни для кого не секрет, что в Беларуси существует монополия на статистику. Короткевич считает, что в этом вопросе нужна децентрализация, открытость и прозрачность.

— Если бы в этом законе, на мой взгляд, была бы функция, когда любой гражданин Беларуси может сделать запрос и получить информацию о той или иной сфере жизнедеятельности страны, можно было бы о чем-то говорить. Но так как это все про сокращение предоставления информации, про формирование подозрительности во всем, то здесь можно говорить, что правительство не хочет говорить правду и делиться цифрами.

Плюс мы видим, что в этом законе предусмотрена «экономия» — вообще нет никакого желания собирать никакие цифры.

Я сожалению, что это происходит, потому что считаю, что правда о состоянии дел, четкая информация по самым главным критериям и индексам, показателям, что у нас происходит в торговле, бизнесе, образовании — очень нужна и важна, и нужно этим делиться с людьми.

Эти данные позволяют делать какие-то выводы, продумывать стратегии по поводу выхода из ситуации. В нормальной демократической стране все наоборот должно быть открыто. А эти поправки — это не про народность.

Именно поэтому Татьяна Короткевич считает, что речь идет не только о кризисе недоверия, но и о кризисе стратегий.

— По доступным нам соцопросам мы видим: общество уходит в игнор, у него есть недоверие. Потеря интереса и доверия будет только усиливаться, а интерес к включению в жизнь общества снижаться. Во всех отраслях разовьется пассивность и отсутствие мотивации в чем-либо участвовать. К тому же этот закон отразится на деятельности экспертного сообщества, потому что сложнее будет достать цифры и анализировать их.

Кроме того, сами власти будут получать неправдивую информацию и принимать неправильные решения.

У нас принято говорить, что люди — главный ресурс Беларуси. Но ведь информированные, знающие законодательство люди — это человеческий ресурс, умноженный на тысячу. И доступ к информации мог бы активизировать граждан, помочь осознавать и участвовать в самых важных принятиях решений: от локальных до национальных.

Политик отмечает: в белорусском парламенте нет альтернативы, возражать некому. Она также подчеркивает, что белорусы — соучредители одного государства, люди платят налоги и имеют право на доступ к информации. А предоставление информации должно входить в обязанность государства.

— Если мы говорим о безопасности распространения этой информации, тогда уже каждый несет ответственность сам, и это можно прописать. Но дайте право получить информацию. Сделали бы возможность получать данные гражданам — уже бы воспринималось по-другому.

Татьяна Короткевич предполагает, что за поправки в закон о государственной статистике Палата представителей проголосует и во втором чтении. В таком случае помимо тех данных, которые не размещают в открытом доступе с 2020 года, могут перестать публиковать, например, и данные о социально-экономическом развитии.

— Будут защищать любые данные, связанные с бюджетными средствами, доходы, расходы государства, распределения бюджета. А может, вообще не будут предоставлять никаких данных, только по запросу.

А по запросу человек должен иметь право получить эту информацию, объяснить, для чего и как он будет ее использовать. Учитывая, что сегодня на местах работают чиновники, которые не хотят нести никакой ответственности, то эти запросы будут лежать где-нибудь потерянными.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(14)