Когда альтернативы нет
Ввиду ориентации преимущественно на российский рынок промышленность Беларуси рискует не выдержать новой волны кризиса.
Судя по откликам, нынешний всплеск интеграционной активности на постсоветском пространстве оказался достаточно неожиданным для многих аналитиков. Уж больно противоречивыми казались интересы большинства бывших советских республик.
Тем не менее нечто заставило ряд из них пренебречь взаимными претензиями и попытаться (хотя бы и на другой основе) создать новый союз. Конечно же, нынешняя евразийская инициатива Владимира Путина - это "особая песня", которую следует рассматривать в качестве своеобразного пролога грядущей президентской кампании в РФ. Правда, нельзя забывать и о том, что в России собирание утраченных земель является своеобразной национальной идеей фикс.
А вот что касается остальных действующих лиц, то они, подыгрывая вроде бы российскому премьеру, решают свои конкретные задачи. Вернее сказать, одну общую задачу. Задачу выживания в условиях нынешних жестких экономических реалий при сохранившейся с советских времен практически без изменений структуре народного хозяйства. Следствием этого является неконкурентоспособность их продукции в дальнем зарубежье и гипертрофированная важность для них рынка СНГ, прежде всего России.
Причем для Беларуси данная проблема стоит более чем остро из-за перегруженности ее экономики индустриальными гигантами советской эпохи - финишными производствами, получавшими (и получающими до сих пор) энергоносители, сырье, материалы и комплектующие из других республик и туда же отгружавших (и отгружающих по сию пору) свою готовую продукцию.
Понятно, что ввиду размеров и ресурсного потенциала Российской Федерации основная доля этих поставок приходится именно на нее. Особое значение для белорусской экономики российский рынок имеет не только ввиду своей громадной емкости: на нем реализуется большая (а в ряде случаев и подавляющая) часть продукции отечественного машиностроения и металлообработки. Это подтвердил и президент РБ Александр Лукашенко, заявив 7 октября на пресс-конференции российским журналистам, что наша страна "остается сборочным цехом России".
Более того, как свидетельствует статистика, отгрузка большинства высокотехнологичных промышленных товаров в СНГ и РФ с начала текущего года существенно опережала по темпам их экспорт в дальнее зарубежье.
Так, в январе - августе суммарные заграничные поставки седельных тягачей выросли в 3,4 раза - до 4.147 шт. Однако это, как говорится, "в среднем по больнице". Если экспорт "траков" в страны СНГ (включая РФ) за это время увеличился в 4,3 раза и достиг 4.013 шт. (доля в общем объеме - 96,77%), то их вывоз за пределы этой организации сократился на 52,7% (до 134 шт.), а удельный вес - до 3,23%. Отметим, что 3.774 тягача (или 91% от всего проданного за границу количества) было приобретено россиянами.
Примерно так же обстоят дела с заграничными поставками грузовых автомобилей: за рассматриваемые 8 месяцев их суммарная величина увеличилась в 1,7 раза - до 6.788 шт. Продажи в странах Содружества выросли в 1,83 раза - до 6.618 шт. (их удельный вес - 97,5%), за его пределами они сократились на 53,4% - до 170 шт. Удельный вес поставок в государства дальнего зарубежья в общем объеме экспорта составил 2,5%, в Россию - 79,77% (там было приобретено 5.415 грузовиков).
На этом фоне экспорт тракторов выглядит несколько более сбалансированным. Так, поставки пропашных тракторов с января по август текущего года в целом увеличились почти в 1,6 раза - до 41 тыс. шт. При этом вывоз в страны СНГ вырос более чем в 1,7 раза - до 30,2 тыс. шт. (73,66%), за пределы СНГ - на 32,1% - до 10,8 тыс. шт. (26,34%). На российском рынке было реализовано 20,1 тыс. "Беларусов" (49%).
Зарубежные продажи сельскохозяйственной техники приросли в 1,4 раза - до 21,6 тыс. шт. На рынок Содружества ее поступило больше в 1,46 раза - 19,5 тыс. шт. (90,29%), в страны дальнего зарубежья - на 1,5% - 2,1 тыс. шт. (9,72%). Россияне закупили 17,3 тыс. наших сельхозмашин (80,1%).
С российским рынком связывает свои главные надежды и наш пищепром. Оно и немудрено, ведь там продается 99,19% всей вывозимой из Беларуси мясной и 81,27% молочной продукции.
В свете вышеизложенного не выглядят большим преувеличением заявления некоторых аналитиков о том, что белорусским властям удается поддерживать социальную стабильность в собственной стране за счет российского покупателя. Не секрет, что экономическое "здоровье" отечественных промышленных гигантов, на каждом из которых работают тысячи и десятки тысяч человек (МАЗ, МТЗ, ММЗ, "Гомсельмаш" и т. д.), полностью зависит от результатов продаж их изделий в России.
Поэтому вроде бы вполне логичным выглядит намерение еще более тесно интегрироваться в ее экономику и за счет спроса тамошних клиентов обеспечить сохранение тишины и покоя в нашей стране. На первый взгляд может показаться, что такая ставка беспроигрышна, ведь с начала текущего года Беларусь заметно превзошла свои прошлогодние экономические показатели.
По мнению президента Александра Лукашенко, тесная интеграция с Россией позволит обеспечить сбыт наших товаров и в случае прихода второй волны кризиса. В частности, он заявил 7 октября российским журналистам: "Самая главная будет проблема, что некуда будет продать продукцию... ". Однако "вместе мы этот кризис преодолеем".
Стоит вспомнить, что в 2009 г., во время предыдущего кризиса, привязка к монопольному потребителю и поставщику оказала самое негативное влияние на отечественную экономику (и на ее индустриальный сектор в особенности), и белорусским властям даже пришлось выдвинуть лозунг поиска альтернативных рынков и формирования "государственной практически ориентированной стратегии диверсификации экспорта и импорта", о чем еще в 2010 году заявил министр иностранных дел Сергей Мартынов.
Теперь, похоже, происходит очередная смена ориентиров и прежние лозунги уже не столь актуальны. Между тем экономическая ситуация в Беларуси в ближайшее время вряд ли улучшится. Как, в частности, заявил председатель правления БПС-Сбербанка Василий Матюшевский, "на наши локальные проблемы окажут влияние мировые проблемы". По его мнению, нынешняя нестабильная ситуация в Европе скажется и на российской экономике (которая является локомотивом нашей). Правда, учитывая, что нынешний год - предвыборный, банкир ждет ухудшения ситуации в России только в следующем году.
Резкое падение российской экономики в 2012 г. предсказывают и специалисты Высшей школы экономики. На днях они представили доклад "Кризис: часть вторая", в котором нарисовали три возможных сценария развития мировой и российской экономики. Первый сценарий предусматривает сохранение высоких (100 USD/барр.) цен на нефть при относительно благоприятной конъюнктуре, а еще два - снижение нефтяных цен до 60 USD/барр. и резкое падение экономики РФ в 2012 г. с "отскоком" в 2013 г.
Учитывая степень привязки отечественной промышленности к российскому рынку, реализация негативных сценариев грозит многим нашим заводам повторением событий 2009 г., когда их экспорт в РФ упал в разы. Ведь стратегия диверсификации рынков так не принесла весомых плодов.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное