Филин

Яна Соколова

Кнырович: «Мы на пороге шторма. Оценить, сколько он будет по баллам, не сможет никто»

Бизнесмен — о том, какие специалисты рискуют попасть под сокращение в Беларуси.

По данным исследования, проведенного Национальным рейтинговым агентством и Аналитическим центром НАФИ (Россия), самый высокий риск попасть под сокращение у HR-специалистов, менеджеров по продажам, дизайнеров, административно-хозяйственных работников (секретари, курьеры и другие). В опросе участвовали 500 предприятий малого и среднего бизнеса.

Какие специалисты в Беларуси могут остаться без работы? Филин обсудил эту тему с бизнесменом Александром Кныровичем.

— Мы на пороге шторма, оценить, сколько он будет по баллам – 2 или 8 – не сможет никто. Ни один аналитик не возьмется за достоверный точный прогноз из-за отсутствия данных. Сегодня можно лишь обозначить тенденции.

Абсолютно очевидно, что будет спад на потребительском рынке, и как следствие он перекинется на производство, на торговлю, на другие сферы. Первой нас первая ласточка — это «прекрасные» показатели торговли автомобилями за апрель.

За один месяц войны еще не могли нарушиться так резко логистические цепочки, спад был в разы (апрель 2022 года стал худшим месяцем по продажам автомобилей в Беларуси за последние 10 лет, по данным Белорусской автомобильной ассоциации: продали всего 892 автомобиля, что на 78% меньше, чем в апреле 2021-го – Ф).

Полагаю, падение продаж было вызвано нежеланием людей в турбулентной ситуации, в условиях непредсказуемости тратить деньги на товары длительного спроса. И автомобили ­— самый яркий маркер.  

Такими же маркерами в долгосрочной перспективе должны быть падение продаж товаров длительного пользования: квартиры, бытовая техника и так далее. Соответственно, падение будет сопровождаться сокращением специалистов, которые обслуживают этот процесс: маркетологи, дизайнеры, продавцы. Все эти специалисты пропорционально (не в прямой пропорции) лишатся работы, потому что на ужимающемся рынке продавать некому и нечего.

Как человек отказывается от нового автомобиля, так и компании отказываются от инвестиций в развитие. Компании перестают закупать оборудование, строить новые цеха, здания и сооружения. Все те, кто занимается будущим развитием, материальным либо исследовательским, пострадают.

Последние, кто пострадает, — люди, которые являются сердцем производства, та часть административного персонала, которая занимается непосредственно бизнесом. То есть топ-менеджеры, ИТР, менеджеры производственного процесса будут в последнюю очередь терять работу. Это то звено, без которого бизнес не работает.

Рабочие должны пропорционально терять работу, хотя в Беларуси их скорее переведут на неполную занятость, чтобы скрасить статистику: двухдневка, 2/3 ставки и так далее.  

Что касается IT, я бы не обращал внимания на количество уволенных в этой сфере, а рассматривал бы исключительно в контексте переезда в другую страну, релокации. Здесь нет тех процессов, которые есть на рынке, который непосредственно привязан к внутренней белорусской и российской истории.

Когда мы смотрим на отдельные компании, я вижу знаковые вещи, например, когда торговое представительство зарубежной компании режет свой штат на 70%, то есть оно осознанно понимает, что быстро ситуация не разрешится. Или производственные компании закрывают свои цеха за ненужностью.

В целом дать прогноз по цифрам падения на отдельных рынках не представляется возможным. Позитива нет, вопрос глубины негатива.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(44)