Экономика

Кнырович: Мы имеем дело с самым некомпетентным правительством за всю историю суверенной Беларуси

Телеграм-канал Экономика Беларуси подвел итоги недели с предпринимателем Александром Кныровичем.

«Быстрее! Выше! Сильнее!» Инфляция апреля – 17,2%

Это – беда. При уровнях инфляции выше 10% в год в экономике происходят очень нездоровые события. Перспектива сжимается. Кредитование остается чисто спекулятивным, коротким инструментом.

И можно было бы успокоить себя устойчивостью и укреплением курса, вот только «Паритетбанк» радостно предлагает новый депозитный вклад – под 36% годовых. И из банков недоверчивое население почему-то вынесло из банков (за апрель) 15,3% валютных вкладов.

«Каждой советской семье!»

За первые 4 месяца 2022 года в Беларуси введено без малого 1,3 млн. м. кв. жилья. Проецируя этот результат на год, мы получим около 4 млн. кв. м. Эх! Программа жилищного строительства, принятая в середине нулевых, когда мы строили более 6 млн. м. кв. (на 50% больше сегодняшнего) предусматривала достижение устойчивой цифры в 10 млн. м. кв. в год.

Под это верстались планы, модернизировались старые заводы стройкомплекса и строились новые. Не случилось. Мы строим на 25% меньше, чем в конце БССР. И перспектив – каля нуля.

«Ой ты доля, моя доля!»

На 1 января 2022 год количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 390 тыс. единиц, из них – 270 тыс. ИП. Они формировали 41,6% выручки, и вносили вклад в 26,6% ВВП.

Цифра – крайне, до нездоровья, маленькая. В США – 52%, в ЕС – 67%. Это – наш неиспользованный потенциал. Это же – результат долговременного удушения частного сектора экономики в Беларуси.

И таки да, когда «кто-то» смотрит на вклад собственно ИП в ВВП (3%), он понимает, что им вполне можно пожертвовать, 270 000 человек, с их семьями. Всего-то.

«Казахский транзит»

Забавно получилось. Санкции наложены на российский и белорусский грузовой транспорт. Но казахам-то можно! Границ-то нет. В результате наши перевозчики рванули регистрировать транспортные компании в Казахстане, и вешать на свои машины казахские номера. Катайся – не хочу.

Поговаривают, что очередь на регистрацию (реально) была в 100 км. И все бы нечего, но из-за такого наплыва стали заканчиваться сами разрешения для транспорта на перевозки по ЕС («дазволы»). Появился дефицит, черный рынок, цены взметнулись с 5-6 тыс. EU до 10-15 тыс. EU. Дружелюбные казахи несколько озадачены.

«Будут и у нас свои мерседесы, на это – времени много не надо!»

Выручка «Мерседеса» в 2021 году составила 168 млрд EU, чистая прибыль – 23 млрд EU, Расходы на исследования и разработки – 9 млрд. Эти показатели в разы выше, чем у все экономики Беларуси. Кажется Лукашенко что-то знает. Для создания «своего мерина» нужно продать Белкалий и хоккейную команду целиком. И еще – поскрести по сусекам.

«Что они курят?»

Есть у меня «ашушчэнне», что мы имеем дело с самым некомпетентным правительством за всю историю суверенной Беларуси. До Румаса с Сидорским – как до Меркурия. И раньше, безусловно, встречались откровенные глупости от Кобякова и Вовка, но чтобы вот так, массово. За страну страшно.

Сначала первый замминистра экономики заявил, что в этом году стране будет выпущено импортозамещающей продукции на $25 млрд. Хочется напомнить Юрию Чеботарю, что весь выпуск продукции в Беларуси – $60 млрд. Т.е., разглядывая полки с белорусской продукцией в любом магазине, имейте в виду – более чем на 40% это – импортозамещающая продукция. А чего мелочится? Предлагаю довести цифру до 100% и закрыть вопрос.

Видимо для этих целей, тот же Юрий Чеботарь докладывает о 10 инвестпроектах на сумму в $2,5 млрд, которые, уже очень заинтересовали партнеров по Союзному государству и прям вот-вот будут реализованы. 

Этот романс исполняется уже 28-й год. Пока позитивных финалов не было (не считая наклеек «Горизонт» на китайских мониторах). Импортозамещение в Беларуси случается на исключительно рыночных условиях. И государство на него никак не влияло. Но попробовать в очередной раз подоить Россия (а вдруг?) дело, конечно, кошерное.

Ну и наш Головченко, заявивший о том, что санкции угрожают трети белорусского экспорта, на сумму в $16-18 млрд, но «мы переориентируемся».

На эти слова не стоит обращать внимание. Он, премьер-министр – не знает. Ему просто принесли табличку из 5 строк-столбцов, и он на калькуляторе (хорошо, что не на счетах) просто сложил экспорт в «недружественные страны» за 2021 год и получил вот такую цифру.

Что будет в реальности? Где еще прорвет (как с норвежской семгой для «Санта-Бремор») – ему неизвестно. Не думаю, что он об этом вообще задумывается, как и проблемах в ИТ-экспорте, где нет никаких санкций, но есть просто отношение к работе с Беларусь как «нежелательное».

Ну и идти со своей продукцией «туда, где нас еще не знают» – тоже, стратегия, достойная настоящего пионера, смельчака! Его предшественники ходили, не дошли, но может быть Роман Александрович знает какой-то особый путь?

Между тем ВВП Беларуси за январь-апрель ужалось на 2,1%. И, казалось бы, цифра не должна пугать, но если вспомнить что за апрель-май падение было лишь на 0,9%, то, методом нажимания пары клавиш на «калькуляторе Головченко», можно сделать вывод, что в самом апреле цифра была под 5% (а промпроизводство упало на 7,8%) – становится страшновато.

Мы – в самом начале шторма и на капитанском мостике нет никого…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.9(51)