Филин

Вероника Белова

Класковский: «Грызлов будет «смотрящим» за тем, как Беларусь сползает в имперскую ловушку»

Почему так долго тянули с согласованием кандидатуры российского посла в Беларуси? И что изменится с приездом Грызлова в Минск?

Фото «Коммерсантъ»

О том, что Бориса Грызлова хотят назначить новым послом РФ в Беларуси было известно еще в конце прошлого года. Однако официальный Минск не спешил с утверждением этой кандидатуры.

Затягивание вопроса породило массу конспирологических версий. Одни утверждали, что белорусское руководство против назначения Грызлова, другие высказывали версию, что Александр Лукашенко торгуется с Москвой, обещая согласиться на назначение Грызлова в обмен на решение калийного вопроса.

Лишь накануне стало известно, что Александр Лукашенко дал согласие на прибытие нового посла. 14 января приказ о назначение Грызлова подписал и Владимир Путин.  

Действительно ли официальный Минск так не желал видеть Грызлова в Беларуси и какую цену пришлось заплатить Кремлю за его появление? Об этом в интервью Филину рассказал политический обозреватель Александр Класковский.

— Сейчас Лукашенко не в том состоянии, чтобы сильно упираться, даже если ему конкретная кандидатура не очень нравится. И тем более, чтобы торговаться «приму-не приму посла», решая тот же калийный вопрос, — считает аналитик. — Против этой версии говорит хотя бы то, что Россия просто не может заменить Клайпеду в калийном вопросе, потому что у них нет соответствующей инфраструктуры.

Собеседник «Филина» напоминает, что российско-белорусские отношения всегда для Минска были достаточно дискомфортны, постоянно чувствовался прессинг Москвы и любой посол в той или иной степени являлся олицетворением этого прессинга.

— Вопрос лишь в стиле работы, — поясняет Александр Класковский. — Многие вспоминают, что самым напористым и агрессивным в этой плане был Михаил Бабич. Но тогда была другая ситуация в отношениях. Тогда для Путина остро стояла проблема 2024 года: как править дальше, когда закончатся два его срока.

Как известно, эту проблему сняли при помощи так называемого «обнуления», и у Путина отпала необходимость становится главой Союзного государства и с помощью Бабича решать этот вопрос с белорусским руководством.

Сейчас такой проблемы не стоит. А это значит, что Грызлов вряд ли будет делать какие-то резкие шаги на новом посту. В том числе и в силу своего характера.

— Грызлов по натуре, в отличие от того же Бабича, — человек не резкий, не харизматичный. Многие его называют политическим «тяжеловесом», но он скорее тяжеловес в прошлом. Он был послушным исполнителем или, как некоторые выражаются, «смотрящим». Ему принадлежит эта крылатая фраза, что «Парламент — не место для дискуссии», что много говорит о его стиле и его натуре, — поясняет аналитик.

Он также обращает внимание, что после августа 2020 года зависимость Лукашенко от Москвы резко усилилась, и в принципе тот сам действует так, как это нужно Кремлю.

— Он подписал 28 союзных программ, от которых раньше отбрыкивался, согласился на усиление военного присутствия России в Беларуси, пошел на обострение отношений с Украиной, почти признал Крым, — перечисляет собеседник. — И этот процесс вполне Москву устраивает. Зачем им делать какие-то резкие шаги и осложнять двусторонние отношения, если Беларусь и так постепенно сползает в эту имперскую российскую ловушку? И Грызлов будет теперь «смотрящим» за этим процессом. Но не более того.

Александр Класковский считает, что незачем преувеличивать роль этого назначения, ведь тут могли играть роль и закулисные соображения внутри российской власти.

— Мы, белорусы, привыкли все это воспринимать через призму каких-то имперских планов Кремля. А там, возможно, просто понадобилось пристроить Грызлова как человека, который много лет преданно работал на режим Путина, на какую-то непыльную работенку, потому что ему совсем уж не хочется сидеть на пенсии с удочкой. К тому же в последние годы Грызлов был в контактной группе по Донбассу, та его роль провисла, — отмечает собеседник «Филина». — Я бы не назвал назначение почетной пенсией, как некоторые говорят, но и думать, что Грызлова бросают в Беларусь на какой-то прорыв, тоже не приходится.

Версия, что новый посол будет подталкивать белорусский режим к транзиту власти, также выглядит несостоятельной.

— Лукашенко построил такую конструкцию в проекте Конституции, которая позволяет ему тянуть время, сидеть на нынешнему посту до 2025 года, а также объединить два поста. Вряд ли он строил бы такие планы, если бы не было в какой-то форме договоренности с Путиным, — считает эксперт. — Если в августе-сентябре 2020 года Кремль действительно подталкивал Лукашенко к этой так называемой конституционной реформе, а фактически к плавному уходу, то сейчас, наверное, Лукашенко убедил Путина, что спешить с транзитом власти не стоит.

А казахстанские события усилили убеждения обоих, что с этими вещами лучше не экспериментировать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(33)