Класковский: Грабительские тарифы без ножа режут и так обескровленную «пятую колонну»

Александр Класковский прокомментировал на naviny.by отмену традиционного шествия «Чернобыльский шлях».

– В каком-то смысле это конец эпохи. «Чернобыльский шлях» был фирменной акцией белорусской оппозиции с 1989 года и в лучшие для нее времена собирал десятки тысяч человек.

Например, в 1996-м собралось до 50 тысяч, самые горячие манифестанты переворачивали машины, которыми милиция перегородила проспект. Это была сила, которой наверху побаивались…

«Чернобыльский шлях», если честно, и так выдыхался по ряду причин. У населения притупилось восприятие трагедии, порожденной взрывом на ЧАЭС в 1986-м, репрессии отбили охоту выходить на улицу, оппозиция не блистала креативом и растратила прежний авторитет.

Так что нынешний отказ от шествия в какой-то степени помогает оппозиционерам сохранить лицо. Вряд ли мероприятие получилось бы многолюдным и ярким. И пришлось бы глотать горькие пилюли критики. А так можно становиться в выгодную позу обиженных и привычно склонять власти.

Но при этом грабительские тарифы на уличные акции действительно не лезут ни в какие ворота. Причем эта проблема встала ребром перед «дохлой», как презрительно назвал ее на днях Лукашенко, оппозицией после январского постановления Совмина № 49.

Документ регламентировал оплату услуг по охране общественного порядка, расходов, связанных с медицинским обслуживанием, уборкой территории после уличных акций. Причем регламентировал не слабо.

Раньше местные власти фантазировали от фонаря. А теперь все расписано четко. И от сумм глаза на лоб лезут. Даже если на акции до десятка человек, то следует заплатить милиционерам три базовые величины — 76 с половиной рублей. Если участников за тысячу, то предстоит раскошелиться уже на 250 базовых — 6375 рублей. Организуешь мероприятие вне установленных властями мест (которые обычно у черта на рогах) — умножай ценник в полтора раза. Плюс отдельно нужно отстегивать медикам и коммунальщикам.

Эти тарифы добивают, без ножа режут и так обескровленную «пятую колонну» (тоже ярлык из президентского лексикона).