Класковский: «Джинна в бутылку уже не загонишь»
Политический обозреватель – о том, кому стоит приготовиться к «наведению порядка» в вопросах свободы слова.
— Свобода слова в любом государстве ограничена законом. Поэтому здесь мы наведем порядок, — пообещал на встрече с представителями государственных СМИ глава государства.
По его словам, некоторые медийные персоны за свои публикации в соцсетях получили негативную реакцию, вплоть до личных оскорблений.
Политический обозреватель Александр Класковский в экспресс-комментарии «Салідарнасці» рассказал, кому адресовано это заявление, и кто должен приготовиться к «наведению порядка».
— Отношение белорусских властей к свободе слова общеизвестно. Оно отражено во всяких мировых рейтингах, где Беларусь тянется в самом хвосте и занимает положение просто позорное для европейской страны, — подчеркнул эксперт.
Заявление Александра Лукашенко — это попытка одновременно и поддержать, и сцементировать свое окружение, своих сторонников, считает собеседник «Салідарнасці».
С одной стороны, ряд провластных персон выступили в этой тяжелой кампании в поддержку действующего руководителя страны. И расплатились за это негативной реакцией из соцсетей, порой, далекой от всякой дипломатии.
С другой стороны, Лукашенко чувствует, что градус недовольства в обществе повышен. А также то, что в элитах может начаться шатание. Показательный момент: некоторые из работников государственных СМИ — близкие к властям селебрити — уже высказались в поддержку задержанных и осудили действия властей во время избирательной кампании.
— Лукашенко хочет вселить уверенность в своих сторонников. Дать им сигнал, что он заступится за них, не даст в обиду. Он хочет вселить в вертикаль уверенность в том, что он силен и всегда за них впишется.
По мнению Александра Класковского, угроза навести порядок адресована политизированной публике в соцсетях. Но рассматривать ее нужно шире, ведь каждая избирательная кампания сопровождается наездами на независимые СМИ. Вот и сейчас журналисты негосударственных изданий уже успели почувствовать на себе старые методы властей: задержания во время стримов, аресты.
— Есть опасность, что в очередной раз каток репрессий прокатится по негосударственной прессе.
Эксперт считает, что сражаться с соцсетями и мессенджерами — малоперспективное занятие:
— Да, я допускаю, что в день выборов будут вообще вырубать местами интернет, чтобы парализовать политическую активность, не допустить уличных выступлений, помешать работе независимых СМИ. Но, в принципе, взять под колпак интернет и мессенджеры — невозможно.
Собеседник приводит в пример Россию, властям которой так и не удалось заблокировать Telegram.
Кроме того, наезд на соцсети может вызвать недовольство не только политизированной публики. Такие действия затронут многих аполитичных белорусов, для которых социальные сети стали образом жизни.
— Если власть действительно начнет политику выжженной земли в отношении интернета, то она берется за очень неблагодарную задачу с сомнительным эффектом. Интернет — та сила, которую белорусская власть проспала и этого джинна в бутылку уже не загонишь. И ей с этим вызовом придется жить, — говорит Александр Класковский.
Попытки же оседлать интернет выглядят дубово и неуклюже, так как власти и пропагандисты плохо умеют действовать в свободном пространстве:
— Интернет — это площадка свободы, на которой апологеты власти чувствуют себя как корова на льду.
Дмитриев: «9 августа власть хочет установить порядок, где своим позволено все»
Читайте еще
Избранное