Карбалевич: «Структура, которая была гарантом власти Лукашенко, — в плохом положении. Это «Титаник», который несется на скалы»

Угроза для режима, но шанс для страны?

В каком случае Беларусь пойдет по пути Северной Кореи, и чего правитель опасается больше — гнева Кремля или новой волны протестов, которые окончательно «дошатают» режим? О том, насколько успешной окажется на этот раз попытка усидеть на двух стульях, говорит политолог Валерий Карбалевич на канале ПОЗІРК с Татьяной Коровенковой.

По мнению аналитика, Александр Лукашенко не заинтересован в том, чтобы встать плечом к плечу с главным союзником, но особого выбора у него уже нет.

— По мере того как война затягивается, думаю, энтузиазм Лукашенко падает. Кроме тех обязательств, которые он давал Путину, кроме системы зависимостей, которые имеет Беларусь перед Россией, были и некие прагматичные интересы, — считает Валерий Карбалевич. — Скажем, если бы Украину удалось принудить капитулировать, этим могли бы воспользоваться белорусские власти — украинские порты открылись бы для экспорта белорусской продукции, того же калия и нефтепродуктов. Но чем дольше длится войны, тем больше становится очевидным, что она не на пользу России.

Чем бы война ни закончилась, Россия ее уже проиграла. Лукашенко это понимает. И вместо того чтобы делить лавры победителя, он будет делить все последствия поражения — даже не чисто военного, а большого, геополитического. Потому что санкции выбрасывают Россию из глобальной экономики, увеличивают технологический разрыв между Россией и Западом и даже Россией и Китаем. А отказ от нефти и газа будет совсем плохим вариантом.

К тому же, согласно опросу Chatham House, всего 3% общества поддерживают идею вступления Беларуси в эту войну — то есть, этого не хотят ни сторонники, ни противники Лукашенко.  Эта война чужая и для белорусской номенклатуры, и для силовиков.

Белорусский правитель, по мнению политолога, все эти факторы учитывает и выкручивается, как может, даже пытался в очередной раз разыграть роль миротворца, как это было после аннексии Крыма. Другой вопрос, насколько он самостоятелен в принятии решений.

— Думаю, что касается присутствия российских войск на территории Беларуси и ее использование для нападения на Украину — тут Лукашенко бессилен что-то поменять, — говорит политолог. — А вот что касается участия либо неучастия белорусских Вооруженных сил в этой войне — все-таки он главнокомандующий, и от того, отдаст он или не даст подобный приказ, зависит участие Беларуси в этой войне. Он оказался между двумя опасностями — лишиться поддержки Путина или обрушить свою поддержку внутри страны — но пока маневрирует.

По мнению эксперта, с течением времени вероятность участия Беларуси в войне будет уменьшаться, поскольку рост потерь российской армии еще больше демотивирует белорусских силовиков и военных. Но опасения все же остаются, отчего в риторике правителя проскальзывают какие-то угрозы с украинской стороны — оружие, вертолеты, боевики, и «если это будет продолжаться, то мы ответим».

— Трудно сказать о каком-то триггере: все, что могло бы подтолкнуть Лукашенко, уже произошло, — говорит политолог. — Но при желании их можно себе придумать…

Хороших сценариев для Лукашенко нет. Та структура, которая была гарантом его власти, сейчас находится в плохом положении: это «Титаник», который несется на скалы. В этой ситуации надо бы было как-то отгребать, чтобы не затянула в эту воронку.

Но куда? В сторону Запада — там все мосты сожжены. Были попытки установить некие новые возможности с Китаем, но насколько это нужно Китаю и насколько он может помочь, даже если бы захотел — большой вопрос.

Если в России начнется процесс «депутинизации», состояние белорусского режима еще более ухудшится, добавляет эксперт.

— Позитив в том, что Россия не рассчитала силы, начав эту войну. Она надорвется и начнется процесс деградации. Но он, опять же, может происходить в разных направлениях: может произойти демократизация, а может — переход к тоталитарной системе, переход в статус Северной Корее. При таком развитии событий Беларусь вынуждена будет идти вслед за Россией.

Война стала тем «черным лебедем», который сильно ломает все тренды, все прежние представления о стабильности. Поэтому крайне сложно прогнозировать будущее, этот фактор поменял ситуацию не только в Беларуси, он меняет на наших глазах весь мир.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(59)