Карбалевич – о задержании Бабарико: Почему власти на ходу меняют собственные решения
В экспресс-комментарии «Салідарнасці» политолог рассказал о возможной реакции Москвы на обвинения в адрес «Газпрома» и оценил шансы Виктора Бабарико продолжить президентскую кампанию.
Фото Владимира Гридина, Радыё Свабода
Власти продолжают развивать тему «руки Москвы», вмешивающейся в избирательную кампанию в Беларуси. Накануне председатель Комитета госконтроля Иван Тертель высказал мнение, кто стоит за выдвижением экс-банкира:
— Кукловоды, стоящие за его деятельностью, опасаются, что наши действия приведут к получению данных и подтверждению их причастности к этой противоправной деятельности. Такими лицами являются, мы знаем, большие начальники в «Газпроме», а, может быть, и выше.
В пятницу о неких «кукловодах, которые сидят за пределами Беларуси» высказался и Александр Лукашенко.
Как отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» политолог Валерий Карбалевич, главным смыслом наезда властей на Белгазпромбанк была дискредитация Виктора Бабарико:
— На этом строится весь компромат, механизмы очернения претендента.
Но параллельно с этим появился еще один сюжет, не связанный с персоной Бабарико, считает эксперт. Ведь для дискредитации управленца в глазах потенциальных избирателей не было большой необходимости вводить в Белгазпромбанке временное руководство, нарушая как внутреннее законодательство, так и международные соглашения.
— Задачей этого конфликта было вступить в торг с «Газпромом», — предполагает Валерий Карбалевич.
Речь идет о попытке сбить цену на газ на 2020 год, на что российская сторона не соглашается. А также о долге перед концерном, который в свою очередь не признает официальный Минск.
Но пока что реакция «Газпрома» на заявления и действия белорусских властей выглядит достаточно спокойной, отмечает политолог. И вряд ли Москва как-то ответит на эмоциональное высказывание главы КГК о кукловодах.
По словам политолога, руководитель страны также пытается повесить на Бабарико ярлык промосковского кандидата, а себе создать образ защитника независимости:
— Таким образом он пытается переформатировать само течение избирательной кампании. Ведь сегодня она выглядит так: народ против Лукашенко. Для него это очень болезненная схема. И он хочет изменить ее формат на «Москва против Лукашенко». И автоматически превратить всех своих противников в «агентов Москвы».
Одновременно белорусские власти шлют сигналы Кремлю, что из-за происходящего в нашей стране ему не стоит беспокоиться. Посол в России Владимир Семашко на днях пообещал после выборов вернуться к рассмотрению интеграционных документов.
«Власти на ходу меняют собственные решения»
По мнению собеседника «Салідарнасці», сейчас очень сложно прогнозировать, останется ли Бабарико участником президентской кампании. В любом случае, в новейшей истории страны еще не было выборов, в которых бы участовавали кандидаты, находящиеся в СИЗО.
Сложности добавляет тот факт, что заявления и действия властей в последние дни очень часто не совпадают. Сперва блогера Тихановского арестовали, а потом внезапно выпустили и дали возможность организовать массовые пикеты. В результате арестовали снова – на этот раз надолго.
В Полоцке Лукашенко призывал не делать из Бабарико мученника и допустить к участию в выборах. А спустя неделю экс-банкир оказался за решеткой.
— Настроения во властных коридорах меняются за неделю, власти на ходу меняют собственные решения, – отмечает Карбалевич.
По словам эксперта, первоначальная логика властей (очернить Бабарико, но не снимать с выборов), не сработала:
— Наоборот, это вызвало обратный эффект. Стало окончательно понятно, что это грубый наезд одного кандидата на второго с использованием власти. И что это не только незаконно, но и более того, несправедливо. В результате симпатии к экс-банкиру не только не уменьшились. Наоборот, они только выросли.
Читайте также
Валерий Карбалевич считает, что власти могли использовать несколько вариантов разрешения проблемы конкуренции со стороны Бабарико. Например, изначально пойти на обострение и арестовать его, не обращая внимание на реакцию общества.
Другой вариант предусматривал акцент на день выборов: не трогать экс-банкира и его команду на предварительной стадии и обеспечить оптимальный для себя результат при помощи избирательной машины.
— Власти, как мне кажется, выбрали промежуточный вариант — очернить оппонента и дать ему возможность продолжить кампанию. Это самый неудачный вариант с точки зрения властей. И теперь они перешли к первому, более решительному и жесткому.
Это более привычный Лукашенко способ разрешать подобные проблемы, – считает политолог.
Читайте еще
Избранное