Как в Казахстане уничтожают следы Назарбаева. Тышкевич: «Клану приходит конец»
Как долго еще будут продолжать зачищать политическое поле и куда будет смотреть казахская элита?
С конца декабря первый президент Казахстана перестал появляться на публике. А в стране начали исчезать таблички с его именем. Уже появилась петиция с тем, чтобы вернуть городу Нур-Султан прежнее название и дать улицам в честь Назарбаева нейтральные названия.
ДеЕлбасизация идет полным ходом. Как сообщает КазТАГ, на мраморной табличке перед зданием Фонда Назарбаева в Нур-Султане исчезло его название. Нет больше указания авторства Назарбаева и под цитатой в зале здания полиции в Алматы. А власти Талдыкоргана, где сбросили памятник первому президенту страны, уклоняются от вопросов о восстановлении статуи.
Также стало известно, что два зятя Назарбаева — председатель правления АО «КазТрансОйл» Димаш Досанов и председатель правления АО «НК «КазТрансГаз» Кайрат Шарипбаев — освобождены от занимаемых должностей.
Можно констатировать, что в Казахстане всячески избавляются от следов Назарбаева.
Политолог Игорь Тышкевич считает, что зачистки политического поля в Казахстане будут происходит еще долго.
— Постановка в Казахстане подходит к концу, — отмечает Игорь Тышкевич на своем youtube-канале. — Президент Токаев упрочнил свои позиции и, по большому счету, монополизировал власть. Завершается зачистка властных структур от ставленников бывшего президента Назарбаева. Одним словом, двоевластию в Казахстане приходит конец.
Политолог считает, что окружение Токаева сделало все возможное и невозможное, чтобы ликвидировать двоевластие, однако говорить о том, что все успокоилось, рано.
— Еще как минимум месяца 3-4 будет проходить зачистка властных структур от клана Назарбаева. То есть, клану Назарбаева приходит конец, — считает Игорь Тышкевич. — Дошло до смешного: компании дочери Назарбаева запретили заниматься даже отходами. Уже нависли тучи над нефтегазовым сектором, над ураном, над редкоземельными металлами.
По мнению эксперта, Токаев сыграл свою игру.
— Да, чтобы подавить беспорядки, он обратился к ОДКБ. Но была и еще одна особенность. Обратите внимание, какие объекты охраняли российские, белорусские, киргизские, армянские войска. Аэродромы, а в некоторых местах здания комитета национальной безопасности — это, на минуточку, здания силового ведомства. Странно, да? И по странному стечению обстоятельств в КНБ происходила зачистка от людей племянника Назараева. В части городов менялось руководство, менялись администрации — и там ключевые объекты занимали миротворцы. Согласитесь, когда у тебя стоят внешние войска, ты не сможешь активно раздавать оружие каким-то военизированным формированиям, либо просто даже занимать активную позицию, — поясняет политолог.
Таким образом, считает аналитик, Токаев пытался не дать своим внутренним оппонентам — в первую очередь клану Назарбаева — задействовать свои ресурсы. В том числе силовые.
— С этой точки зрения можно поздравить «нового старого» президента. Он стал единоличным властителем, при это он успешно дискредитировал возможные массовые протесты, продемонстрировав то, что государство может с ними бороться. Плюс ко всему сейчас он занимается восстановлением либо получением контроля над ключевыми бизнес-процессами. И самое главное: это настроения значительной части населения. Протесты были против Назарбаева, соответственно в Токаеве часть населения теперь видит чуть ли не спасителя.
Что же касается российской игры в Казахстане, то Кремль, безусловно, попытался использовать данную ситуацию в своих интересах, считает политолог.
— Во-первых, когда входят войска, когда они контролируют ключевые объекты, то местные власти не слишком свободны в маневре. То есть, когда у тебя войска другого государства охраняют аэропорты, электростанции, то во внешней политике ты будешь действовать, мягко говоря, с оглядкой, — считает Игорь Тышкевич. — Еще как минимум год казахские элиты будут оглядываться на Кремль.
Читайте еще
Избранное