Общество
Павел Рос

Как «тунеядцы» перестали жаловаться на судьбу и понесли правду-матку

Безработные отвечают Лукашенко: «Очень неприятно и обидно за свою страну».

На собрании «тунеядцев» из всех регионов Беларуси, организованном гражданской кампанией «Говори правду», многие ожидали услышать жалобы на тяжелую судьбу и объяснения, как остались без работы.

Но этого не произошло. Более того, на эти темы не было сказано ни слова.

К свободному микрофону подходили умные, интересные и инициативные люди, которые говорили настолько ярко, что порой казалось, будто находишься на слушаниях белорусского парламента. Правда, не того, что у нас есть, а того, который мог бы быть.

«Салiдарнасць», впечатлившись, приводит избранные высказывания неравнодушных белорусов.

О том, платить или не платить

– Некоторые люди задают себе вопрос: платить или не платить, – говорит безработный Вячеслав. – Мне кажется, что выбор всегда должен оставаться за человеком. Но я хочу добавить еще кое-то: если вы думаете, что уплатив какую-то сумму белорусских рублей, которую вам насчитали, дело остановится, то это не так.

Хитрая схема, которая защитит «тунеядцев» от налоговой

Вы заплатите, выдохнете – а потом вас опять позовут налоговые органы и спросят: где взяли эти деньги? То есть, за период с 1 января по 31 декабря произойдет сверка доходов и расходов. В случае превышения, вы с этой суммы еще заплатите подоходный налог. Кроме этого, будете давать объяснения 3-4 раза. Если заплатили родители, супруги или кто-то дал в долг, вы опять же будете давать объяснения.

Теперь у меня есть встречный вопрос – не проще ли нам не платить и выступить против этого.

О том, почему Лукашенко «бьется за налог»

– Недавно заинтересовался и узнал, что, оказывается, налог на зарплаты –самый большой налог в Беларуси, – замечает безработный Сергей. –  Почти 15% бюджета формируется именно с налога на зарплаты. В общем, не только человек платит подоходный налог, а еще платит его фирма, где он работает – 34% в ФСЗН, 1% в Пенсионный фонд. В целом выходит, что если на руки 100 рублей получил, то фирма еще заплатила из моих денег 155 рублей. Вот за этот налог и бьется Лукашенко.

И в чем тут есть хитрость. Знаете, почему он вдруг заговорил про 500 долларов зарплаты? Дело в том, что любое предприятие, если оно убыточное, не платит налоги. Нет налога на прибыль и так далее… Но налог на зарплату платится всегда! Именно поэтому убыточному МАЗу, думаю, приходится брать кредит, чтобы заплатить работникам – и конечно же заплатить этот огромный налог государству. Так происходит везде.

И поэтому странно слышать во время 7-часового выступления Александра Григорьевича, что большинство белорусов согласны платить все эти налоги.

О безразличных белорусах

– Я совсем немного времени живу сейчас в Беларуси, – рассказывает безработная Елена. –  Так получилось, что я была в Швейцарии 12 лет. И приехала сюда строить новое будущее, скажем так. Думала, что за это время что-то изменилось, поменялось – читала прессу, информацию в интернете… Мне казалось, что перемены есть. Первые пару лет я не могла понять, а что же изменилось. Да, построились улицы, отстроился Минск, который я сейчас не узнаю. Но люди живут хуже, чем когда я уезжала.

Но я хочу сказать пару слов об этом декрете. Считаю, что социальная защищенность в нашей стране на нуле. Например, в Швейцарии, проработав всего один год, человек получает пособие по безработице примерно 1700 долларов на человека. Если в семье недостаточно доходов, то на каждого ребенка дополнительно получает семья. И если бы в любой европейской стране был бы принят такой декрет, то вышли бы все на улицы. И не только безработные, но и те, кто работает. Потому что каждый понимает: никто не застрахован от того, что завтра может остаться без работы.

Я не понимаю граждан нашей страны. У нас люди, у которых есть рабочие места, говорят: нас это не касается. Они не задумываются о том, что будет завтра. Они же тоже могут потерять работу или их ребенок может не найти работу! Мы не думаем о будущем. И как это изменить, я не знаю.

О том моменте, когда обидно за всю страну

– Честно говоря, этот декрет не просто бьет по тем людям, которые должны уплатить этот налог, – говорит безработный Сергей, который в прошлом работал переводчиком. – Он бьет по имиджу страны. Вы знаете, иногда я общаюсь с иностранными туристами, к примеру, британцами, и никак не могу им ответить, когда спрашивают: почему Беларусь на Западе считается страной тунеядцев?

Я не мог вспомнить по-английски слово «тунеядец» – это они мне сказали. На самом деле это настолько неприятно… Это настолько обидно за свою страну... И не только за этих 400 тысяч человек, а за всех нас.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)