Политика

Михаил Брошин

Как пропаганда отрабатывала «белорусский сценарий» в России

Параллели между акциями в поддержку Алексея Навального и протестами против режима Александра Лукашенко были неизбежны. Но насколько они оправданны? Давайте разбираться.

Екатеринбург, 23 января

Еще накануне воскресных событий первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой проанонсировал: «На примере апробированных технологий в Беларуси и Киргизии нельзя исключать возможного аналогичного раскачивания ситуации в нашей стране».

По факту же этот пропагандистский нарратив соответствующие медиа отыграли по полной программе. Телеканал Царьград вещал: «В России запустили белорусский сценарий: Карты раскрыты». Сходство обнаружено в том, что акции протеста сторонники Навального решили сделать регулярными – как противники Лукашенко в нашей стране.

Однако, если опираться исключительно на эту примету, то почему бы не назвать сценарий, например, «французским»? Там еще до белорусских событий «желтые жилеты» регулярно устраивали свои «пикники». Можно подобрать и массу иных примеров. Постоянный характер протестов не является каким-то ноу-хау, изобретенным в 2020 году.

Одиозный депутат Госдумы Виталий Милонов усмотрел иную аналогию с Беларусью: Запад хочет, чтобы в России появился человек, подобный Светлане Тихановской. Но и этот довод хромает. Навальный начал свою политическую деятельность задолго до того, как Тихановская могла помыслить об участии в избирательной кампании. Да и опять же само по себе наличие у оппозиции лидера является обычным делом – удивительным является скорее отсутствие оного.

Свой анализ ситуации опубликовал в Комсомольской правде Александр Коц. Он как раз недавно вернулся из нашей страны, где провел несколько недель. Может, очевидец в состоянии провести более обоснованные параллели, раз уж прямо в заголовке сообщает, что «в России хотят разыграть белорусский сценарий»?

Но нет. Коц лишь дублирует вышеозвученный тезис «Царьграда» да констатирует, что «иногда кадры столкновений в Москве или Питере были до мелочей похожи на минские». Какая неожиданность!

Ах да, спецкор «КП» разглядел еще «радикальное ядро, которое провоцировало ОМОН». Как в Минске, где «в первые дни после выборов шли настоящие уличные бои». Но пластиковые стаканчики в росгвардейцев бросали, когда в Беларуси была тишь да гладь. А за столкновения с силовиками на Болотной противников Путина судили еще в 2012-м…

Коц куда более убедителен, когда подмечает различия: «Российские же силовики (видимо учтя опыт соседей) грань между жесткостью и жестокостью не переступили. Наоборот — раздавали протестующим медицинские маски, где-то наливали чай, и отвечали лишь на откровенные нападения. Единственный эксцесс случился в Питере, где омоновец пнул ногой женщину. На следующий же день этот боец лично с цветами навестил пострадавшую в больнице и извинился. В Белоруссии был аналогичный случай, когда милиционер ударил женщину по лицу, та рухнула на асфальт. Но служебная проверка постановила, что офицер не превысил полномочий…»

Вот тут поспорить сложно.

Свои пять копеек в актуальную тему вставили и средства массовой пропаганды, подконтрольные Александру Лукашенко. В частности, БТ поведало про «отработку белорусской методички протестов в России», но по фактуре даже до «Царьграда» не дотянуло.

Довольно убедительный ответ тем, кто тиражирует тезис о «западных кукловодах» в Беларуси и России, обнаруживается, как ни странно на еще одном пропагандистском ресурсе. Вот что СОНАР-2050 пишет по следам воскресных российских событий:

«Использование детей в протестах и экспорт белорусских протестов. Эти концепты стали популярным инструментом в риторике некоторых российских ораторов. На самом деле они уводят от главного, мешают раскрыть реальные и основные угрозы устойчивости государственной машины России.

Это будет звучать банально и пошло, но всё же одна из основных угроз — давняя внутренняя проблема коррупции. Многие фамилии из нашумевшего «кино о дворце» известны…

Понятно, что подростков сейчас довольно легко поднять на различный «движ» через соцсети, но это же не инопланетные дети. Почему так случилось, что кто-то может их куда увести? Где же было государство?».

И очень забавно собрано «2 в 1» в материале на Регнуме. С одной стороны, утверждается, что в протестных акциях участвовало «большое число пьяных, социопатов и психопатов, истеричных субъектов от порога совершеннолетия до пенсионного возраста». Практически прямое заимствование пропагандистского штампа о «наркоманах и проститутках».

В то же время подмечены реальные проблемы: «Кейс Навального показал несостоятельность официальной молодёжной и информационной политики. В стране по-прежнему нет идеи будущего, нет консенсуса по прошлому, нет удовлетворения настоящим…

Информационная политика — слабое место нашей власти. Тут привыкли брать количеством, а не качеством. Креатив — явление редкое. Особенно в части воздействия на молодежную среду. Язык, которым наши СМИ разговаривают с молодежью, это примерно то же самое, что говорить с ней на древнегреческом».

И вывод: «Многое в этих протестах объясняется отсутствием позитивной социальной идеи на уровне базовых смыслов».

Так что, россказни про некий сценарий для Беларуси и России, продвигаемый «коварным Западом» – не более, чем попытки перевести стрелки. Общее у протестов действительно есть. Это причина – в обеих странах правят некомпетентные авторитарные режимы, хватающиеся за власть «посиневшими пальцами».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(40)