Как патриарх Кирилл провалил свою миссию

1 февраля исполнилось 10 лет с момента восшествия на престол патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Социолог религии Николай Митрохин прокомментировал итоги его руководства Русской православной церковью.

Фото Павла Головкина, AP/Scanpix/LETA

— РПЦ по-прежнему действует в очень небольшой социальной страте, — заявил «Медузе» научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин. — Церкви по воскресеньям регулярно посещает не более полпроцента населения. 2,5% населения посещают храм несколько раз в год. И до 7,5% — те, кто имеет вообще какое-либо отношение к церковной деятельности: один-два раза в год зайдут, поставят свечку, сходят за крещенской водой…

В первые год-полтора своего правления Кирилл пробовал беседовать с молодежью на стадионах по протестантскому образцу. Получился полный провал, потому что принудительно согнанная молодежь в количестве 30 тысяч смотрела на человека, который пытался подстроиться под ее язык.

Тогда патриарх Кирилл попробовал выступать не перед молодежью, а перед горожанами вообще, уже по образцу римских пап. В поездках по России и по Украине он попытался выступать в жанре митингового проповедника, когда у кафедральных соборов или даже на центральных площадях для него ставили сцену. Закончилось все колоссальным скандалом, когда в Харькове на гигантской центральной площади, вмещающей 200-300 тысяч человек, оказалось три-четыре тысячи, а патриархийные фотографы, чтобы скрыть подобный провал, начали пририсовывать в фотошопе дополнительные толпы, что, конечно, вскоре обнаружили и высмеяли.

Плюс к этому случилась цепь публичных скандалов. Сначала «пыльное дело» в «нехорошей квартире», когда народ узнал, что у патриарха есть квартира в «Доме на набережной» за миллион долларов, а с ней еще и жлобские претензии. Второй скандал — история с часами за 35 тысяч долларов. Ну и финальная история — дело Pussy Riot.

На этих скандалах де-факто патриарх проиграл всю борьбу за попытку массово привлечь в церковь городской образованный средний класс. Более того, если в начале-середине 2000-х в социальных сетях наблюдался определенный баланс между людьми, настроенными радикально антицерковно или радикально атеистически, и сторонниками Московской патриархии, то сейчас любая дискуссия за пределами церковных сообществ забивается тонной негативных комментариев, особенно со стороны молодых людей.

Основную часть рабочих в городах забирают протестантские общины. Они идут к протестантам, потому что протестантизм против пьянства, и это для них хороший вариант жизненного выбора.

Больше всех процветают пятидесятнические, харизматические общины. Туда часто идут и люди, связанные с мелким криминалом, которые хотят «очиститься». По моим прикидкам, количество реальных протестантов в России сопоставимо с количеством реальных православных — примерно по полпроцента населения.

При этом в некоторых федеральных округах протестантов больше, чем православных, — это Дальний Восток, в значительной степени Сибирь, некоторые регионы Южного Кавказа. Если в каком-нибудь областном центре в центре России посчитать количество посещающих службу в воскресенье, то протестантов, как правило, больше, чем православных.

Белорусский священник раскритиковал главу РПЦ за поведение в Минске

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(50)