Комментарии
Павел Дмитриев

Как Лукашенко хотел унизить Алексиевич, а унизил сам себя

Почему слова Лукашенко обернулись против него самого.

Вручая композитору Виктору Дробышу орден Скарыны, Александр Лукашенко прошелся по Светлане Алексиевич. Однако желание унизить писательницу обернулось против него же самого. И вот почему.

1. Время и место

Казалось бы, более удачного места и времени, чтобы «пригвоздить к стене» Светлану Алексиевич, известную своими резкими высказываниями о белорусской власти, и не найти.

Вручая орден автору песен «Часики», «Sex не любовь» и «Я служу России», Александр Лукашенко всеми силами хотел показать, что вклад оного для белорусской культуры значительно более весомый, чем вклад Алексиевич, которая не удостоилась пока ни одной государственной награды. Даже после получения писательницей Нобелевской премии и невзирая на призывы общественности вручить той звание героя Беларуси, Лукашенко демонстративно изображал полное безразличие.

Вчера же, тронутый творчеством Дробыша, глава Беларуси выглядел, мягко говоря, странно. Так получилось, что этим самым шагом Александр Лукашенко поставил под сомнение как раз не заслуги Алексиевич, а в первую очередь собственный культурный уровень, показав, что ему больше по душе песни российской попсы, а не литература, которой зачитывается весь образованный мир. Что ж, так бывает.

2. Награда героя

Впрочем, получить из рук Лукашенко тот самый орден Скарыны — честь тоже сомнительная. В разные времена им удостаивались Надежда Бабкина, Юрий Антонов, Филипп Киркоров, — люди, имеющие к «развитию белорусской культуры» отношение, мягко говоря, отдаленное.

А если вспомнить про взаимоотношение главы государства с «питерским периодом» жизни Францыска Скарины, то вручение ордена его имени на фоне высказываний об Алексиевич и вовсе выглядит комичным. Вчера Лукашенко в очередной раз не удалось избежать параллелей как человека культурного во всех отношениях.

3. Сказал — так сказал

Что же касается самих слов, сказанных в адрес писательницы, то и тут получилось очень показательно. Кстати, в своей пламенной речи, глава Беларуси напрямую фамилии Алексиевич не назвал, но, в конце концов, в Беларуси не так уж и много нобелевских лауреатов, которым могли бы быть обращены слова Лукашенко.

Вот что сказал президент:

— Скажу опять же о наших отдельных „творцах“, творческих личностях, даже лауреатах Нобелевской премии, которые не успели еще ее получить, выехали за пределы страны и постарались ушат грязи вылить на свою страну. Это неправильно, это не оппозиционность. Это абсолютно неправильно, потому что Родину, свою землю, как и своих родителей, свою мать не выбирают. Она такая, какая она есть. Если ты плохо говоришь о Родине, стыдишься ее, значит, ты, прежде всего плохой сын.

Ну, тот факт, что Светлана Алексиевич — «сын» не очень хороший, видно и невооруженным взглядом. Что же касается любви к родине, то те, кто хоть раз читал ее книги или хотя бы интервью Алексиевич, знает, насколько сильно болит у писательницы душа за Беларусь и как часто она подчеркивает свою белорусскую принадлежность.

«Я себя чувствую человеком белорусского мира»

А вот что касается белорусской власти и конкретно Александра Лукашенко, то тут Светлана Алексиевич в выражениях никогда не стеснялась, прямо демонстрируя свою позицию. Что, впрочем, всегда сильно раздражало Лукашенко, привыкшего именно себя ассоциировать с Беларусью.

Очередное доказательство тому мы получили во время вчерашнего концерта Дробыша.

А за Светлану Алексиевич остается только порадоваться. Вчера, не произнеся ни слова, она снова одержала победу.

***

Позже Светлана Алексиевич лично ответила на критику Лукашенко.