Комментарии
Александр Алесин, ”Белорусы и рынок”

Как Лукашенко разыграл «противоракетную карту»

Негласное соглашение об участии Беларуси в подготовке ответа России на размещение передовых позиций американской ПРО в Европе, как полагают многие наблюдатели, стало одним из важнейших результатов последней встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко.

В подтверждение приводится высказывание президента РБ о том, что "Беларусь готова сыграть свою роль в вопросе предполагаемого размещения в Европе элементов системы противоракетной обороны США".

Между тем восемь месяцев назад, 4 апреля 2007 г., во время поездки в Брестский район белорусский лидер счел необходимым публично заявить, что не считает размещение американской ПРО в близлежащих государствах "непосредственно большой угрозой Беларуси", так как, с его точки зрения, "эта ударная группировка размещается против Российской Федерации".

При этом А. Лукашенко выразил готовность, как истинный союзник России, сесть за стол переговоров с президентом Путиным и "аккуратно обсудить" данную проблему, несмотря на жесткие споры по вопросам цен на энергоносители. Беларусь, по его словам, никоим образом не намерена шантажировать самого близкого союзника своим геополитическим положением в ситуации, когда НАТО стоит на пороге РФ, а о размещении баз американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии можно говорить как о деле практически решенном.

Но уже тогда многие эксперты выразили предположение, что А. Лукашенко вряд ли упустит шанс разыграть "противоракетную" карту в ситуации, когда грядущая в России кампания по выборам президента сделает эту тему особенно болезненной для тамошней правящей элиты. И тем самым постарается хоть отчасти компенсировать экономические потери, понесенные во время "битвы за газ" на исходе 2006 г.

И вот теперь, похоже, эта комбинация сработала. Цена на газ ниже нижнего предела назначена. Компенсация за экономический и моральный ущерб в виде суперльготного кредита получена (и обещан еще один, более крупный). А что же взамен обещано кремлевским обитателям?

Прежде всего, на ум приходит тема размещения российского оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер" на территории Беларуси. Сначала модификации, соответствующей условиям Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), а затем (если союзниками будет принято политическое решение о выходе из него) и версии с дальностью стрельбы более 500 км.

Для подавления объектов американской противоракетной обороны в Польше и Чехии могут быть использованы и евростратегические (то есть предназначенные в основном для поражения целей в европейском регионе) бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3. Основным оружием этих машин являются крылатые ракеты Х-22 с дальностью стрельбы до 550 км в обычном и ядерном снаряжении. Часть из них имеют систему наведения, предназначенную для поражения РЛС.

Между тем во времена СССР одним из основных пунктов базирования Ту-22М3 был аэродром Мачулищи под Минском. А в целом до 1991 г. на белорусской территории имелось 5 пунктов базирования Ту-22 различных модификаций: помимо Мачулищ, они располагались в Зябровке, Болбасово, Барановичах и Бобруйске. Для нужд авиации Балтийского флота использовался аэродром в Быхове. И вероятность того, что эти самолеты вернутся на "насиженные" места с целью нейтрализации проектируемых объектов противоракетной обороны в Польше и Чехии, достаточно велика.

О том, что подобные предположения отнюдь не беспочвенны, свидетельствуют и совместные белорусско-российские авиационные учения, проводимые в последние годы в воздушном пространстве и на аэродромах РБ. Начиная с 2005 г. в ходе их проведения стратегические ракетоносцы ВВС РФ и дальние "бомберы" неоднократно совершали посадки на авиабазах в Мачулищах, Барановичах и Бобруйске.

В данном контексте особо следует отметить мнение президента российской Академии геополитических проблем генерал-полковника в отставке Леонида Ивашова, по словам которого помощь Беларуси в нейтрализации объектов ПРО может заключаться в организации их непрерывной разведки и нацеливании своей ударной авиации. В случае же дальнейшего обострения напряженности между НАТО и Россией белорусская сторона вообще может поставить вопрос о выходе из Лиссабонского протокола и согласиться на размещение российского тактического ядерного оружия на своей территории.

О соответствии высказанных выше прожектов реальности можно только догадываться. Но достоверно, что после переговоров Путина и Лукашенко позиция России в отношении объектов ПРО США в Европе заметно ужесточилась.

Через день после их встречи прошла совместная пресс-конференция замминистра иностранных дел РФ Сергея Кисляка и начальника генштаба Вооруженных Сил генерала армии Юрия Балуевского. На ней было заявлено, что ввиду нежелания США учесть озабоченности России по поводу влияния американской ПРО в Европе на российский ракетный потенциал сдерживания в зависимости от развития обстановки будут приниматься "адекватные, асимметричные меры, направленные на недопущение снижения возможностей по обороне страны".

Несколькими днями позже высказался по затронутому вопросу и глава внешнеполитического ведомства РФ. Сергей Лавров заявил, что за созданием "физической инфраструктуры" американской ПРО в Европе "последует физический, материальный ответ с нашей стороны... Мы будем готовы к тому, чтобы любые риски, возникающие в результате создания Третьего позиционного района, были нами нейтрализованы".

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)