Общество
Сергей Неруш

Как Гарри Петрович с тремя министерствами судится

Известный юрист Гарри Погоняйло попытался выяснить: кто и на каком основании внес его данные в милицейскую базу лиц, которым «временно запрещен выезд с территории Беларуси». За тем, что из этого вышло, в суде наблюдал корреспондент «Салідарнасці».

Эта история началась еще в марте прошлого года, когда, накануне поездки за пределы родины, председатель юридической комиссии «Белорусского Хельсинкского комитета» Гарри Погоняйло обратился в отдел по гражданству и миграции Московского района столицы с официальным запросом. Правозащитник выяснил, что, как и многие другие представители гражданского общества, находится в «списках невыездных». Формальной причиной для ограничения на выезд стали, якобы, материалы некого дела о банкротстве, в которых Гарри Петрович фигурировал в качестве ответчика.

Сведения в милицейский банк данных в отношении Погоняйло направило Министерство юстиции. Правда, спустя три месяца – в июне 2012-го – Минюст признал, что эти данные попали в базу невыездных ошибочно, в результате «технического сбоя».

Правозащитник посчитал, что за необоснованное внесение своей фамилии в «списки невыездных» должны ответить чиновники трёх ведомств – Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и Министерства финансов Беларуси.

Рассмотрение гражданского иска Погоняйло к этим госструктурам накануне прошло в суде Московского района столицы. Председательствовал на процессе судья Юрий Шестаков (фамилия этого служителя белорусской Фемиды находится в списке лиц, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза за вынесение политически мотивированных приговоров).

Моральный вред, нанесенный пребыванием в «списке невыездных», Гарри Погоняйло оценил в 3 миллиона рублей. По его мнению, в случае удовлетворения иска эти деньги ему должно будет выплатить Министерство финансов.

В ходе судебного заседания представитель Минфина заявил, что иск не признает, поскольку это ведомство не является «надлежащим ответчиком». По его мнению, выплачивать деньги должно будет то ведомство, которое, в случае удовлетворения иска, будет признано виновным в нарушении прав Погоняйло.

Выяснить, кто же виновен в том, что данные Гарри Петровича попали в базу, оказалось не так просто. Консультант отдела информационных технологий Министерства юстиции Виктор Зенов заявил, что сведения о «невыездных» поступают к ним из судов. В случае с Погоняйло такие данные якобы предоставил судья Волковысского суда Николай Талашко.

Неловкость ситуации заключается в том, что в компетенцию судьи Талашко входят только административные, гражданские и уголовные дела. То есть этот судья не мог направить в Минюст сведения в отношении Погоняйло, который «проходил» фигурантом дела о банкротстве, поскольку такие дела находятся в производстве у хозяйственных судов.

Судья Талашко прислал в суд письменное объяснение, в котором указал, что «лично с Погоняйло не знаком и никаких сведений о нем в Министерство юстиции не передавал».

Представитель Минюста, в свою очередь, на процессе повторял одну и ту же фразу:

– Министерство юстиции не передавало никакой информации о Погоняйло в базу данных МВД.

Не дал конкретного ответа на вопрос, как фамилия известного правозащитника попала в «списки невыездных», и начальник Департамента по гражданству и миграции Алексей Бегун, который лично попытался защитить честь мундира в судебном заседании.

– В базе значилось, что эти данные предоставило Министерство юстиции, однако в ходе проверки эта информация не подтвердилась. Это был технический сбой, и установить конкретное должностное лицо, которое внесло в банк данных эти сведения, невозможно. Также невозможно провести экспертизу серверов с данными, потому что это займет 30-40 дней и приведет к параличу системы контроля на пограничных пунктах страны, – заявил на процессе Бегун.

Он также заверил суд, что ошибочные данные в отношении Гарри Погоняйло хранятся в электронных архивах базы МВД, однако извлечь их оттуда, чтобы понять, кто их туда поместил, не представляется возможным. Дополнил, что «по неоднократным заявлением истца, ему даны письменные ответы». И заключил:

– Больше ничего объяснять не буду и не хочу!

Отметим, что банк данных с фамилиями лиц, которым временно был ограничен выезд из Беларуси, «сбойнул» очень подозрительно.

«Ошибочно» там оказалось около 50 фамилий, и все – представители гражданского общества. Например, Станислав Шушкевич, Валентин Стефанович, Олег Гулак, Жанна Литвина, Андрей Дынько…

В суде Гарри Погоняйло настаивал на том, что виновный во внесении его фамилии в этот «банк» должен быть найден и допрошен в суде:

– Доступом к банку данных обладают далеко не все. Человек, работающий с подобной информацией, должен обладать правом так называемой «электронной подписи». Поэтому найти его можно и нужно.

Заявленное на этот счет ходатайство судья Шестаков не удовлетворил.

В заключительном обращении к суду истец, в частности, отметил:

– Мне кажется, что ответчик из МВД сознательно вводит суд в заблуждение, и мы имеем дело с фальсификацией данных, из-за которой мой выезд из Беларуси был ограничен на протяжении трех месяцев. Это опорочило мое честное имя, честь и деловую репутацию.

Решение суда по этому делу станет известно 23 января утром.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)