Общество
Алина Таряник

Как Гайдуков «переписывался с ЦРУ»

Представители правоохранительных органов поделились подробностями «шпионской деятельности» Андрея Гайдукова. «Давно я таких сказок не слышал!» – заявил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» проработавший много лет в контрразведке подполковник запаса КГБ Сергей Анисько.

Сотрудники прокуратуры и Комитета государственной безопасности изложили свое видение дела Гайдукова «Комсомольской правде в Белоруссии». По их версии, спецслужбы три месяца проверяли молодого человека, чтобы выяснить, действительно ли он хочет сотрудничать со спецслужбами США: давали задания, вели контрразведывательную игру.

По словам первого заместителя прокурора Витебской области Александра Сидоровича, еще в августе 2012 года спецслужбам стало известно о желании Андрея Гайдукова установить связь с одной из иностранных разведслужб – он подготовил письмо на английском и русском языках и хотел отправить его в ЦРУ из другой страны. Но в аэропорту послание прочитали и провели в отношении «агента» оперативный эксперимент.

– Он мог на электронное письмо не отвечать, выбор был. Хотя формально, с точки зрения закона, он уже совершил покушение на преступление, когда написал первое письмо. Наши спецслужбы хотели установить, стоит ли за ним кто-нибудь, какие намерения у парня. Не пишут же вот так запросто письма в ЦРУ! – рассказал Александр Сидорович в интервью «Комсомолке».

Старший следователь следственного отдела УКГБ по Витебской области Олег Борисевич сообщил, что в течение следующих трех месяцев велась «контрразведывательная игра». Андрей Гайдуков, по словам Олега Борисевича, хотел «установить сотрудничество и действовать в интересах этой спецслужбы» и предлагал поставить на заводском компьютере программу-шпион, которая бы передавала информацию о деятельности новополоцкого «Нафтана», однако на этот шаг спецслужбы не пошли. Кстати, полномочий пользоваться компьютером у «шпиона» не было.

Гайдукову устроили проверку – попросили приехать в Гродно, полчаса пробыть в людном месте, держа в руках бутылку «Фанты» и синий файл, чтобы убедиться, что на письма отвечает действительно он. Оперативный эксперимент не длился долго – спецслужбам стало «понятно, что человек действует осознанно». Наконец, по словам Олега Борисевича, рабочему «Нафтана» предложили получить деньги через тайник.

– Он их забрал – хотел компенсировать свои затраты на этом этапе, – сообщил старший следователь следственного отдела УКГБ по Витебской области.

По словам следователя, Гайдуков был уверен, что сотрудничает со спецслужбой США, вплоть до предъявления материалов дела.

«Если бы были хоть малейшие основания, пошел бы этот парень с котомками уже по этапу»

– Ой, давно я таких шпионских сказок не слышал! Со времен Советского Союза, – такой была первая реакция проработавшего много лет в контрразведке подполковника запаса КГБ Сергея Анисько на версию дела Андрея Гайдукова, предложенную старшим следователем УКГБ и первым заместителем прокурора Витебской области.

Анисько отметил, что жизнь в современной Беларуси приучила его к тому, что верить во все, что озвучивается официальными службами, нельзя.

– Я не хочу в это верить, потому что столько уже было откровенной лжи из уст официальных представителей госорганов! Поэтому комментировать слова этого товарища из прокуратуры я просто не могу, – сказал Сергей Анисько «Салідарнасці».

Как известно, первоначально Андрея Гайдукова подозревали в «Измене государству», но судья вынесла обвинение в «покушении на установление гражданином РБ сотрудничества на конфиденциальной основе с разведывательным органом иностранного государства при отсутствии признаков измены государству».

– Если бы были хоть малейшие основания привлечь Гайдукова по делу о шпионаже, пошел бы этот парень с котомками уже по этапу. Но не было этого, потому что доказательная база была слабая. Поэтому он отделался хоть таким сроком, что в наших суровых реалиях – уже почти его победа.

Кстати, сама формулировка статьи тоже вызывает вопросы.

– По этой статье можно дружно треть населения Беларуси выстраивать в одну шеренгу, указывать только направление – в КГБ, или в прокуратуру или в суд – и вперед, – считает Сергей Анисько.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)