В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где вырастет уровень жизни, поскольку произойдет объединение производства и расширение рынка.
Как Евросоюз стал самым популярным «клубом» в мире
В этом году Европейский Союз отмечает свое 30-летие – в нынешнем виде он был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993-го.
Платформа угля и стали
А начиналось все с… предотвращения новой войны. Спустя ровно пять лет после окончания Второй мировой министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил создать Европейское объединение угля и стали.
Опытный дипломат полагал: экономический союз «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».
Также общий контроль над стратегическими отраслями делал невозможным тайное одностороннее перевооружение одной из европейских стран.
В ЕОУС изначально вошли Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. И это стало началом большого пути.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что пророчество министра сбылось.
6 превратилось в 27
Европейская интеграция довольно быстро продемонстрировала свою эффективность и стала расширять сферы взаимодействия. Те же шесть государств уже в 1957-м создали Европейское экономическое сообщество.
Без малого два десятка лет костяк так называемого Общего рынка оставался неизменным. Первое расширение произошло лишь в 1973-м после присоединения Великобритании, Ирландии и Дании. К середине 1980-х дюжину замкнули Греция, Испания и Португалия.
В итоге экономическое объединение логично дополнилось политическим. Так в 1993-м на сцену вышел Евросоюз.
За последующее время список членов ЕС пополнили еще полтора десятка союзников. А единственным отказником стала Великобритания, вернувшаяся к суверенной модели развития.
Таким образом, нынешний Европейский Союз объединяет 27 государств, еще ряд заняли очередь в статусе кандидатов на вступление. Совокупно в его границах проживает почти полмиллиарда человек, а экономика ЕС является третьей по величине в мире в номинальном выражении и в соответствии с паритетом покупательной способности.
Сообщество единых ценностей
По сути ЕС является самым популярным межгосударственным «клубом» в мире. Вступить в него ох как непросто, нужно соответствовать огромному списку требований. Тем не менее, желающих хватало на протяжении всех последних десятилетий.
Так в чем же секрет популярности объединения, если государства-кандидаты готовы десятилетиями ожидать благоприятного для себя решения? Прежде всего, простым и понятным набором ценностей, заложенным в общий фундамент (статья 6 Договора ЕС):
«Европейский Союз основан на позициях свободы, демократии, уважения прав человека, а также на принципах правового государства. Такие подходы разделяют все члены ЕС».
Хартия основных прав впервые в истории свела воедино совокупность гражданских, политических, экономических и социальных прав граждан, живущих на территории Евросоюза. Она состоит из следующих глав: «Солидарность», «Свободы», «Равенство», «Достоинство человека», «Гражданские права», «Судебные права».
Не удивительно, что при таком многообразии одним из основных является принцип солидарности. Благодаря осуществлению совместной политики, экономически менее развитые страны получают помощь от более успешных партнеров.
Это находит отражение в структурной политике, на которую ежегодно тратится 40% бюджета ЕС. Регионы, благосостояние которых составляет менее 75% от среднего по Евросоюзу, претендуют на финансовые вливания для преодоления отставания.
Все блага, которые получают страны при вступлении в ЕС, можно разделить на две группы. Первая – это укоренение институтов. Страны, вступающие в ЕС, подписываются под тем, что права их граждан, в том числе право частной собственности, будут защищены определенным сводом законов.
Вторая – Евросоюз заботится об относительно равномерном развитии своих членов. Поэтому те страны, которые вступали в ЕС, будучи относительно бедными, получают дотации и инвестиции.
Основополагающей предпосылкой существования Европейского Союза является способность находить компромиссы. Ведь под одной крышей разместились и «гиганты», и «карлики» – весь спектр между 83-миллионной Германией и 500-тысячной Мальтой. Однако это как раз тот случай, когда размер не имеет принципиального значения. Здесь все – за одного.
Конструкция особого рода
Сложная структура ЕС является конструкцией особого рода: союзом государств и союзом народов одновременно. Евросоюз состоит из различных институтов, которые совместно формируют общую политику. Только таким образом возможен учет различных интересов и принятие решений, приемлемых для всех.
В связи с этим евроскептики предупреждают об угрозе неизбежной утери аутентичности и постепенного размывания отдельных государств в глобализме. Так ли это? За десятки совместно прожитых лет Франция, Греция или Люксембург не стали восприниматься локациями без роду и племени. Попробуем разобраться в нюансах.
Евросоюз не является государством. Разве что по принципу государственного образования на более высокий уровень передаются полномочия и суверенные права, уместные для «надрегионального» общего руководства.
Такое положение эксперты классифицируют как субсидиарность. Это означает, что решения должны приниматься на возможно более низком уровне, а высший формат задействуется только в случае рассмотрения глобальных проблем. Все остальное – компетенция государств-членов ЕС.
Пауза для кандидатов
Стремительное расширение в продуктивные «нулевые», когда Евросоюз прирос сразу дюжиной новых участников, сбавило обороты. В настоящий момент восемь претендентов имеют статус «кандидатов» и с разными шансами на успех ведут переговоры о вступлении.
Почему процесс существенно затормозился, а каждому из потенциальных расширений предшествует длительный «лист ожидания»? «Конкурсантам» необходимо набрать экономический и политический вес, чтобы соответствовать целому ряду критериев.
Прежде всего речь о построении правового демократического государства и рыночной экономики, которые должны выдержать давление внутреннего рынка Евросоюза. То есть, их система должна быть достаточно сильной и конкурентоспособной, чтобы в условиях открытых границ справиться с неизбежным наплывом товаров из других регионов. Если собственная продукция пойдет в минус, туда же автоматом отправится и национальная экономика.
Вера в свой голос
Более двух третей участников опроса «Европа-барометр» считают, что их страны выигрывают от членства в Евросоюзе. Хотя еще в 2010 году так думали лишь 53% опрошенных.
Что интересно, симпатии к единой Европе и вера в важность собственного голоса стали расти в 2016 году на фоне шоковой для многих новости о готовящемся Brexit – решении Великобритании отправиться в вольное плавание.
«Тревожный сигнал» заставил сторонников евроинтеграции сплотиться вокруг общей цели, а в абсолютные лидеры выбился европейский «локомотив» в виде Германии: 72% опрошенных высказали уверенность, что их голос способен влиять на процессы в ЕС.
Согласно другому опросу, проведенному фондом имени Бертельсмана и Варшавским институтом публичной политики, самые убежденные сторонники европейской модели – молодежь в возрасте от 15 до 24 лет: в среднем 77% считают, что членство в ЕС идет только на пользу.
Несомненно, найдется немало отдельных замечаний и претензий к Евросоюзу, что естественно и нормально. Но большинство европейцев удовлетворены плюсами, которые несет членство в ЕС.
Матэрыял падрыхтаваны пры падтрымцы Міністэрства замежных спраў Чэшскай рэспублікі ў межах праграмы Transiton Promotion.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное