Как Беларусь отражается на отношениях России с Западом

Экономист Владислав Иноземцев назвал три проблемных блока, мешающих связям ЕС и США с РФ. В двух фигурирует наша страна.

Эксперт составил для Сноба условный «список претензий»:

1. Стремление Москвы вмешиваться в дела соседей. Тут прежде всего стоит вспомнить продолжающееся вмешательство Кремля в Украине, поддержку Москвой сепаратистов в Грузии и Молдове, а также особые отношения с Беларусью: во всех этих случаях речь идет о реальных или потенциальных конфликтах в Европе, что воспринимается как источник «прямой и явной угрозы».

2. Вмешательство России во внутреннюю политику западных держав через поддержку разного рода маргинальных партий, создание неблагоприятного для отдельных политиков информационного фона, взлом баз данных и их публикация и в целом то, что сегодня принято называть «гибридной войной».

Парадоксально, но я не вижу пока свидетельств того, что такая практика существенно влияла бы на политические процессы на Западе (тот же Дональд Трамп вполне справедливо выиграл выборы 2016 года, которые были скорее проиграны Хиллари Клинтон; попытки не допустить избрания Эмманюэля Макрона во Франции провалились, «Альтернатива для Германии» не стала значимой политической силой — и список можно продолжать). Однако сам факт стремления России повлиять на дела других стран вызывает справедливое недовольство.

Не менее важной претензией является и активность российских спецслужб, пытающихся (я делаю акцент именно на последнем слове) вести разведывательную деятельность за рубежом. Эта работа не приводит в последнее время к серьезным утечкам технологической и иной критически важной информации, которой Россия могла бы воспользоваться (промышленный шпионаж воспринимается сейчас на Западе как фактически «эксклюзивная» зона действий Китая), однако на отношения России и остального мира она оказывает существенное влияние.

3. Поддержка Москвой самых одиозных политических систем и стремление выстраивать отношения преимущественно с авторитарными или диктаторскими режимами. К последним, помимо излюбленной Беларуси, можно отнести Венесуэлу, Иран, Сирию, Центральноафриканскую Республику, Мьянму после победы военной хунты и некоторые другие страны.

Владимир Путин и Сергей Лавров организовали для Ким Чен Ына помпезный торжественный прием. Фото Валерия Шарифулина, ТАСС

Как правило, эти государства активно осуждаются большинством западных держав и являются объектом разнообразных санкций и ограничений — и потому поддержка их Россией автоматически помещает Москву в число «недружественных» и «опасных» государств.

Особое удивление такая поддержка вызывает потому, что «сотрудничество» с большинством «изгоев» приносит России исключительно одни лишь убытки, но тем не менее Кремль не отказывается от подобного курса.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(29)