Кац: «Не родился еще пропагандист, который смог бы объяснить стоящим на обломках собственного жилья «освобожденным», что они освобождены»
Российский блогер и аналитик Максим Кац объясняет, почему российские власти изначально не думали ни о какой защите людей.
— Когда представители российской армии говорят об освобождении того или иного города, это можно понять только таким образом, будто бы мирные жители Изюма, Северодонецка, Лисичанска находились в Украине в условиях до такой степени невыносимых, что их следовало освобождать любой ценой, — пытается объяснить мотивы российской власти, развязавшей войну, Максим Кац на своем канале. — Тотальное разрушение, гуманитарная катастрофа, гибель десятков тысяч человек — все это как будто, по мнению российских властей, разумная цена.
Обратившись к тем самым «восьми годам на Донбассе», блогер доказывает, что Россия, изначально нарушив территориальную целостность соседней страны, имела какие угодно цели, кроме одной — защиты людей.
— Давайте предположим, что жители Донецка и Луганска Украины с 2014 года действительно нуждались в помощи с российской стороны. Именно такую позицию долгое время нам навязывали из телевизора, и значительное число россиян ее придерживается.
Поэтому хочется пофантазировать о том, как именно Россия могла бы поддержать этнических русских в Украине, если бы там действительно происходил геноцид.
С 2014 года под фактическим контролем России оказались города Донецк и Луганск, ставшие столицами непризнанных «ДНР» и «ЛНР». До 2015 года включительно республики были зоной активных боевых действий. Но уже с 2016 интенсивность войны на Донбассе радикально снизилась.
Это была уже не война, а отдельные боестолкновения и перестрелки, которых год от года становилось все меньше и меньше. По состоянию на 2021 год, это был уже замороженный конфликт.
По данным, которые обнародовали сами власти «ДНР» и «ЛНР», в 2021 году погибли 8 гражданских. Гибель восьми мирных людей —это, безусловно, большая трагедия.
Но восемь смертей никак не могут оправдать развязывание полномасштабной войны, в которой сотни человек в тех же местах гибнут ежедневно!
Популярная фраза «восемь лет бомбили Донбасс» очень оторвана от реальности. Сражения и обоюдные обстрелы с большим количеством жертв завершились в течение первых двух лет, а затем постепенно установился тот самый худой мир, который лучше доброй войны. Следовательно, у России было шесть лет, чтобы обустроить качественную жизнь в Донецке, Луганске и их окрестностях.
Тогда бы она действительно помогла миллионам людей. Кроме того, можно было бы показать всему миру, мол, смотрите, донбассцам действительно стало лучше с нами, чем с Украиной.
Шесть лет — это немаленький срок. Сейчас в России на такое время избирают президента. За шесть лет можно совершенно преобразить крупный город, что доказали Мариуполь и Харьков.
Почему же если власть, как она говорит нам, считала, что людям угрожает геноцид, еще тогда не присоединила Донецк и Луганск к России? Давайте посмотрим на факты.
Все последние восемь лет миллионы жителей Донецка, Луганска и окрестностей находились в очень странном положении — не в Украине, но и не в России. Фактически они вообще не находились ни в чьей юрисдикции. И такой правовой вакуум позволил взять власть в руки, мягко говоря, сомнительным персонажам.
«ДНР» с 2018 года руководит региональный координатор финансовой пирамиды МММ Денис Пушилин. В «ЛНР» ситуация еще хлеще: первого главу Цепкалова задушили свои же соратники, второй руководитель Болотов таинственно скончался в возрасте 46 лет, при третьем — Плотницком — начались самые кровавые междоусобицы, полевые командиры стали активно резать друг друга.
Задумайтесь, а вам понравилось бы жить при такой политической системе, когда вооруженные люди решают между собой, кто здесь власть, расстреливая и вырезая друг друга?
Уж если полезли туда, хоть этого делать было вовсе не нужно, то надо было доводить ситуацию до какого-то адекватного состояния. Чтобы людям в Донецке и Луганске вообще можно было хоть как-то по-человечески жить, а не находиться посреди бандитских стрелок. И уж точно Россия не должна была плодить всяких отморозков с автоматами, — считает аналитик.
Рассматривая разные варианты развития событий, в том числе и с вынужденной аннексией, он все равно приходит к выводу, что положение России «по спасению людей» не было безвыходным.
А на примере опыта других стран блогер показывает, как можно поддерживать людей за границей цивилизованными способами, которыми российские власти пренебрегли.
— Если Россия действительно видела угрозу жизням людей, она могла бы обратиться к ним с понятным предложением — каждого, кто боится за свою безопасность и опасается преследований, притеснений или любых других угроз, принять на территории РФ, предоставить жилье, подъемные, льготы как репатриантам и помощь в трудоустройстве.
Более того, с таким же предложением Россия могла бы обратиться не только к донбассцам, а, в принципе, ко всем этническим русским в мире. Да, это большая нагрузка на бюджет. Но, например, опыт Израиля, который готов давать свой паспорт, живые деньги, целую корзину льгот всем людям с еврейскими корнями, показывает, что такие траты — это очень выгодная инвестиция в будущее, в отличие от содержания за свой счет никем не признанных республик.
И, уж точно, это лучше любой войны, которая составляет лишь убытки. В общем, Россия могла бы пригласить к себе всех желающих дончан и луговчан и оставить Донбасс в покое.
Но даже если представить ситуацию, что эти регионы нужно было бы спасать от геноцида, то их следовало бы аннексировать, в одностороннем порядке включить в состав РФ и официально защищать вооруженными силами России живущих там людей.
Повторюсь, не было вообще никаких разумных причин отторгать от Украины Донецк и Луганск, но раз уж отторгли, то надо было устанавливать там какую-то нормальную гражданскую власть.
Мы конечно, не питаем никаких иллюзий насчет чистоплотности путинских губернаторов и мэров, но даже при путинских чиновниках миллионам людей жить было бы гораздо лучше, чем при власти боевиков. Последние годы ясно показали: во время перемирий этим боевикам становится попросту скучно, и они или стреляют куда попало, или убивают друг друга, или начинают приставать к обычным людям, о чем рассказывают сами жители Донецка и Луганска.
Что мы получили в итоге? Несколько лет вялотекущего конфликта, восемь лет полного бесправия, а затем большая война, и на эту войну принудительно отправляют едва ли не все мужское население Донецка и Луганска.
За все восемь лет и близко не погибли столько донбассцев, как за последние 11 месяцев! Те местные жители, которые симпатизировали России раньше, точно не просили взрывать их дома, стирать с лица земли родные города. Это кровавый абсурд.
Не родился еще пропагандист, который смог бы объяснить стоящим на обломках собственного жилья «освобожденным», что они освобождены.
Существует масса легальных способов поддержать своих за рубежом невоенными методами. Вот лишь один пример —целевые стипендии и гранты. Такие дают немецкие институты тем, кто желает исследовать немецкую культуру и историю. То же самое делают едва ли не все страны Европы.
Испания, например, в 1991 году создала Институт Сервантеса, задача которого продвигать во всем мире испанский язык и культуру, поддерживать испанистов.
Опять же, у Израиля есть замечательные программы поддержки, по которым они приглашают на бесплатное обучение и поездки по стране.
Россия — это очень богатое государство, которое может себе позволить то же самое. Не надо лезть в чужие страны, где живут этнические русские, лучше самих людей переманивать к нам. Потому что в современном мире люди стоят дороже территорий. Для нашей страны это особенно актуально: у России нет острой нехватки земель, но есть нехватка людей, — заключает Максим Кац.