Политика
Андрей ФЕДОРОВ, naviny.by

К такому союзнику лучше спиной не поворачиваться

События в Украине и вокруг нее, видимо, настолько впечатлили Александра Лукашенко, что вся иная международная тематика в его очередном ежегодном послании народу и парламенту ушла на задний план.

Без выпадов в адрес Запада, но и без новизны

Обзор международного положения Беларуси оказался в самом конце послания, прозвучавшего в Овальном зале Дома правительства в Минске 22 апреля, и стал едва ли не самым коротким за всю историю подобных посланий.

Были даны стандартные заверения в намерении развивать отношения с Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном и другими государствами СНГ. Также были упомянуты азиатский регион, в первую очередь, разумеется, Китай, укрепление латиноамериканского вектора, расширение партнерских отношений с африканскими странами.

То есть разговор велся без малейшей конкретики. Вероятно, потому, что особых достижений в плане экономического сотрудничества по упомянутым направлениям не наблюдалось. В целом, по данным Государственного таможенного комитета, внешнеторговый товарооборот Беларуси в прошлом году по сравнению с предыдущим сократился почти на 13,1%, а отрицательное сальдо за тот же период выросло с 941 млн. до 6 млрд. долларов...

В очередной раз прозвучало обещание выстраивать нормальные отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки, в адрес которых не было высказано серьезных претензий.

В то же время ничего не было сказано о судьбе политзаключенных, освобождение которых является, как известно, первоочередным условием Брюсселя и Вашингтона для начала нормализации взаимоотношений. На этом основании можно сделать вывод, что положение на западном фронте останется, по большому счету, в нынешнем квазизамороженном состоянии.

Политика Москвы напрягает белорусское руководство

Вместе с тем значительное внимание было уделено ситуации в Украине и вокруг нее.

Совершенно очевидно, что происходящее там вызывает очень серьезное беспокойство белорусского руководства. Нельзя отрицать, что оно вполне оправданно, так как в результате происходящего обозначились чрезвычайно серьезные угрозы. Главной из них является, безусловно, наглядно продемонстрированная Россией готовность к использованию вооруженных сил для захвата чужой территории.

Соответственно, более или менее новой позицией можно назвать выраженную белорусским официальным лидером твердую готовность защищать суверенитет и независимость государства всеми имеющимися средствами.

От кого, не уточнялось, но из контекста явно вытекало, что от нападения с востока. В пользу этой версии свидетельствует то, что была категорически осуждена «подкидываемая некоторыми идея» о притеснении в Беларуси русскоязычных. Более того, на сей раз правоохранительным органам, КГБ было поручено «немедленно пресекать подобные разговоры, от кого бы они ни исходили».

В целом такой подход вполне логичен, поскольку в последнее время активность здешних приверженцев теории западнорусизма, отрицающей национальную самобытность белорусов, действительно начала вызывать серьезное беспокойство.

Однако эти заявления пока не дают уверенности в том, что опасность будет ликвидирована. Во-первых, не факт, что упомянутое поручение будет выполнено. Хорошо известно, что в других сферах исполнители неоднократно проваливали данные им задания, масса примеров чего была приведена, кстати, в других разделах выступления.

Во-вторых, и это гораздо более существенно, было бы чересчур опрометчиво полагать, что российская агрессия против Беларуси непременно будет осуществлена под предлогом защиты «русскоязычных». При желании Москва может использовать любую зацепку, вплоть до инцидента вроде нашумевшей прошлогодней истории с задержанием генерального директора «Уралкалия».

А поскольку на данный момент нельзя однозначно ответить на вопрос, явилась ли оккупация Крыма спонтанным действием Владимира Путина, осознавшего тот факт, что Киев окончательно и бесповоротно взял курс на Запад, или же имел место некий стратегический план, то ожидать можно чего угодно.

При этом высказанное Александром Лукашенко убеждение, что «если завтра сюда придет Путин», то русские могут начать воевать на белорусской стороне, достаточно спорно.

Исходя из целого ряда существенных причин (отсутствие восприятия России в качестве агрессора, наличие скрытых агентов ее влияния во властных структурах, огромное пропагандистское влияние российских телеканалов, готовность асоциальных элементов за небольшую плату выступить в роли провокаторов или даже боевиков), эксперты полагают, что более реальным будет как раз обратный эффект.

Так что если Кремль («Россия — наш единственный союзник», — заявил Лукашенко), не обращая внимания на негативную реакцию Запада, решит продолжить ускоренное восстановление империи силовым путем, то, как ни печально сознавать, в случае аннексии Беларуси никаких дополнительных проблем у него не возникнет. Западная риторика, понятно, будет ужесточена, однако этим дело и ограничится.

Единственным способом предотвращения негативного развития событий видится применение Западом жестких мер для прекращения дальнейшего вмешательства России во внутренние дела Украины.

А вот у самого официального Минска, несмотря на всю его фронду, в созданных им условиях возможностей предотвратить реализацию самого неблагоприятного сценария, к сожалению, не просматривается.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)