Комментарии
Ольга Слуцкая

«Изменения в «черном списке» ЕС — ребус даже для обозревателей»

О чем сигнализирует исключение из «черного списка» Совета ЕС бывших судей, прокуроров и председателей избиркомов, является ли это решение справедливым для чиновников в отставке или на пенсии? Об этом в экспресс-комментарии «Салідарнасці» рассказал политолог Александр Класковский.

По мнению аналитика, изменения в списке ЕС являются ребусом даже для обозревателей.

— Частично логика Совета ЕС понятна. Например, в список включили начальника Бобруйской колонии, в которой отбывает наказание Алесь Беляцкий. А вот по поводу исключения возникает ряд вопросов. Наверное, логично было бы самим представителям Брюсселя мотивировать эти изменения.

Александр Класковский не советует искать особые потаенные смыслы, о чем может сигнализировать снятие санкций с бывших прокуроров, судей и председателей избиркомов.

— Решение выглядит техническим. Можно спорить насчет тех или иных фамилий. Политики уже высказались по поводу того, что отставка какого-то человека с поста не означает, что прежние его неблаговидные дела аннулируются. В данном случае действительно есть нравственный аспект. Получается, кто-то должность оставил и вроде бы чист.

В любом случае это решение не носит кардинального характера. Мы не видим ни существенного усиления санкций, к которым призывает часть белорусской оппозиции, ни решительного шага в противоположном направлении. Европа не готова сейчас резко ужесточать подход к белорусскому вопросу.

С другой стороны, снять санкции – тоже было бы непонятно, потому что это вещь имиджевая. Принимались они сразу после разгона Площади 2010 года и последовавших за ней репрессий. Понятно, что без освобождения политзаключенных Евросоюз не может пойти на резкое сокращение и вообще отмену санкций, потому что это означало бы потерю лица для Европы.

Справедливо ли исключать из «черного списка» ЕС чиновников, ушедших на пенсию или в отставку, – тех самых, кого оппозиционные политики называют «палачами режима»?

– Деяния, совершенные лицом на том или ином посту, остались в истории, – полагает Александр Класковский. – От несправедливых решений пострадали конкретные люди. Поэтому, на мой взгляд, уход с должности, отставка или пенсия автоматически не должны снимать моральную и юридическую вину с определенных лиц. Другое дело, что с каждой конкретной персоной надо разбираться. Санкции Евросоюза – это же не судебное решение, а имиджевое, которое носит характер морального осуждения. Если представить себе ситуацию смены власти, то, возможно, тогда будет применен юридический подход. Есть опыт других посткоммунистических стран, где проходила люстрация, принимались соответствующие законы. Пока при нынешней политической ситуации в Беларуси это, безусловно, из сферы фантастики.

Лидер движения «За Свабоду» Александр Милинкевич считает, что переход на новую должность или уход на пенсию могут стать поводом для снятия санкций с бывшего чиновника.

– Сыход на пенсію, канешне, можа быць падставай для выключэння з «чорнага спісу». Таму што чалавек ужо не працуе на пасадзе. Нават чалавек, які выйшаў з турмы, не з’яўляецца пракажоным. Ён робіцца нармальным грамадзянінам.

А санкцыі – гэта маральнае пакаранне за няправільнае выкананне сваіх службовых абавязкаў, за парушэнне Канстытуцыі. І калі чыноўнік сыходзіць на пенсію, ён больш не можа гэтага рабіць. Ну, і хай гуляе сабе!

Милинкевич уверен: принимая решение об изменении списка невъездных Европа сохранила моральное лицо.

– І ніякая гэта не гульня. Проста яны хочуць паказаць, што гэтыя «чорныя спісы» – не бетон. Яны дэманструюць гнуткасць, чаго абсалютна не можа зрабіць Лукашэнка, які ўпёрся і губіць краіну тым, што ў нас няма адносінаў. Даўно пара было выпусціць палітвязняў! Мы не можам спадзявацца, што Еўропа за нас штосьці вырашыць, што яна камусьці санкцыю дасць, пальцы прышчэміць – і ў нас тут будзе шчасце дэмакратычнае.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)