Общество
Анастасия Дорофеева, ”Ежедневник”

Из-за денег члены БРСМ массово покидают страну

30 мая БРСМ с песнями, плясками и прочими торжественными напутствиями проводил на работы во славу Родины в Краснодарский край один из первых стройотрядов. В этом году по решению руководства организации с таким же энтузиазмом положено прощаться со всеми отъезжающими на летние работы студентами.

Однако с нынешней молодежью попытка реанимировать «романтический дух 60-х» вряд ли удастся. Из опрошенных стройотрядовцев одних привлекает в этом движении возможность «на халяву отдохнуть у моря», других — «заработать за это время вдвое больше, чем отец в райцентре». О тумане и запахе тайги никто не упоминает.

Зато больше всех радуются стройотрядовцы, которым предстоит этим летом «понюхать» тундру — белорусских студентов пригласила на работу российская компания, занимающаяся строительством дорог в Ямало-Ненецком автономном округе.

Играть в Павку Корчагина юные строители будут вовсе не из романтических соображений — работодатели обещают им по 600 долларов в месяц плюс оплата дороги туда и обратно. К отправке в вечную мерзлоту уже готовы 35 студентов Полоцкого университета, сейчас готовится договор еще на 100 человек из Витебска и Минска.

На значительно менее оплачиваемые работы, зато в гораздо более приятных условиях отправятся 1300 студентов, договоры о трудоустройстве которых заключены с партнерами БРСМ из Московской и Одесской областей, Краснодарского края и Санкт-Петербурга. В основном это педагогическая работа в лагерях и различного рода сельхозработы.

На стадии регистрации находится беспрецедентный договор на отправку тысячи человек на полевые работы в Польшу. Участвуя в сборе польской клубники и малины, белорусские студенты смогут зарабатывать по 400-450 долларов в месяц.

Не исключено, что в будущем стройотряды доберутся и до английских плантаций, на которые наши студенты сейчас ездят подрабатывать в частном порядке и, пользуясь отсутствием БРСМ, скорее всего, позорят родную страну. Во всяком случае, Министерство образования планирует «значительно расширить практику выезда студентов для трудоустройства в летний период за границу в составе студотрядов. Это способствовало бы повышению ответственности со стороны выезжающих и организации их деятельности за границей».

Средняя заработная плата стройотрядовцев, остающихся в Беларуси, будет очень разной: от 300 тысяч белорусских рублей для тех, кто будет вожатыми в лагерях, до миллиона, обещанного стройотрядовцам, которым повезет попасть на какие-нибудь строительные работы.

Судя по данным на май, штабом стройотрядов были заключены договоры на работу 31 тыс. студентов. Командир республиканского штаба стройотрядов БРСМ Евгений Карпик считает, что за первый летний месяц количество стройотрядовцев должно значительно вырасти и побить прошлогодний рекорд в 45 тыс. человек. Студентов, желающих подработать, становится все больше. Некоторые из них признавались, что для того, чтобы получить такую возможность, они специально вступили в БРСМ, хотя раньше воздерживались от этого шага.

«Для того чтобы попасть в стройотряд, студенту вовсе не обязательно быть членом БРСМ, — говорит Евгений Карпик. — Для этого ему нужно только вовремя и успешно (без «хвостов») сдать летнюю сессию, предоставить медицинскую справку о том, что ему можно участвовать в тех или иных видах работ, и пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности».

Атмосфера благоприятствования, создаваемая для стройотрядов, делает их выгодными для нанимателя. Особенно с прошлого года, когда постановлением министра труда и соцзащиты работодателям было разрешено повышать коэффициент тарифных ставок оплаты труда участников студотрядов. Правда, пригласить студентов на работу может далеко не каждый желающий — перечень объектов, на которых стройотряды вправе осуществлять свою деятельность, предоставляется в Министерство образования, а потом утверждается президентом. В этом году было согласовано 637 таких объектов, рассчитанных на 20 674 человека.