IT-специалист, уезжая из Беларуси: «Устали видеть бус перед домом и думать: это за нами или нет?»

В понедельник Лукашенко провел совещание, посвященное проблемам в IT-сфере, где отметил, что «надо все-таки разобраться с IT-технологиями, IT-парками и с этими айтишниками»

Провластные пропагандисты поспешили обозвать мероприятие недвусмысленным предупреждением — «IT-сфере приготовиться».

Фото dev.by

«Салідарнасць» узнала у специалиста, к чему все-таки надо готовиться айтишникам.

— Только прочел новость о том, что в два раза увеличивают отчисления резидентов в Администрацию ПВТ. Помимо налогов, они платят еще и эти отчисления. О чем это говорит? О том, что хочется больше денег, о том, что изменился курс рубля, — заметил в качестве эпиграфа к разговору представитель IT-сферы Беларуси. — Надо сказать, что условия в ПВТ, созданные под гарантии президента, еще лет 5-7 назад стали меняться, то налог поменяют, то еще что-то придумают.

Как таковые гарантии неизменности уже давно перестали восприниматься всерьез. Сейчас в сфере такой режим повышенной алертности — что же еще нам придумают?

Начинает сворачиваться EPAM. А EPAM — это самый хороший индикатор для IT в Беларуси. Раз он собирается, значит, и нам надо готовиться. А для тех, до кого эти сигналы не доходят, сегодня сказали вслух: «IT-сфере приготовиться».

Если сказать «приготовиться», например, заводу колесных тягачей или тракторному, это будет означать протереть станки, отключить их от розетки, персоналу переодеться во все чистое.  

Для айтишников сигнал «приготовиться» — это сделать backup, выключить ноутбук и положить в машину свой «эмиграционный чемодан». Когда такой сигнал посылают, должны понимать, что айтишникам очень легко переехать.     

IT-сфера — перспективная, прибыльная, очень подходит для Беларуси с ее сильной математической школой. Но в то же время она очень нестабильная. Здесь нужно, как с орхидеей: убрал с одного подоконника на другой — и все, нет орхидеи. Один-два раза напугал айтишника, он плюнет на все и скажет «всем спасибо, до свидания».

Посмотрите, что делают нормальные европейские страны. Они все открывают специальные разрешения, эти Blue Card или Digital nomad visa. Если ты работаешь, не забираешь рабочие места у нас в стране, то, пожалуйста, вот тебе вид на жительство, вот тебе режим максимального благоприятствования.

Все страны понимают, что айтишники не претендуют на рабочие места пролетариата, но будут платить налоги, будут оставлять заработанное в этой стране, поэтому все за них борются: приезжайте сюда и тратьте здесь свои деньги.

Те же белорусские айтишники со своими зарплатами не отнимали рабочие места ни у кого с государственных предприятий. При этом они зарабатывали за рубежом, а тратили здесь, на квартиры, машины, на хорошие сервисы, кафе, бассейны, спортзалы. Это все выгодно, они сами себе придумывают рабочие места, сами зарабатывают и тратят. Это мечта. Щемить их — так себе идея.

— По данным экспертов, в 2020 году из Беларуси уехали 5-10% айтишников, а сейчас уже можно говорить о 20-30%. И это прогноз не окончательный.

— С точки зрения Лукашенко, ничего фатального не происходит. На самом деле айтишники в основной своей массе как не работали на Беларусь, так и не будут. Вспомните, в нашей IT-стране до сих пор в библиотеках заполняют вручную формуляры, в поликлиниках — карточки, у каждого министерства своя электронная подпись за отдельную плату, мы так и не смогли сделать дистанционное обучение во время коронавируса. С этой точки зрения ничего не изменится.

Этого не было, потому что с самого начала не было доверия к властям Беларуси. Предусмотрительные айтишники отказывались даже идти в ПВТ, глядя на то, что было со свободными экономическими зонами, когда им сказали, давайте, развивайтесь, а потом мы задним числом найдем нарушения, насчитаем штрафов так, что вы нам вообще отдадите свое производство.

Вообще, это любимое развлечение у белорусских властей — задним числом пересчитать, чтобы заработать. Причем это касается не только сферы IT.

— Потеря IT-сферы, по подсчетам специалистов, затронет до 4% ВВП страны.

— Вы думаете, эта цифра станет переломной в принятии решения? Сколько процентов ВВП страна теряет из-за разных законов или указов? Кто из белорусских чиновников вообще хорошо понимает эту тему? Больше 70% из них закончили академию сельского хозяйства. IT для них — это темный лес.

Они это не понимают, соответственно, считают, нам это и не надо, мы сажали брюкву и без IT и дальше посадим. То, что власти не понимают, они стараются изолировать, купировать, чтобы меньше оказывало влияние. 

Кроме прямых потерь ВВП, будет и отложенный эффект. Уйдет класс людей с хорошими заработками. Кто будет ходить в барбершоп и стричься за 100 рублей? Кто будет пить макиато за 12 рублей? Кто будет посещать крутые клубы, покупая годовые абонементы?

Мы скатимся к уровню развитого социализма 1970-80-х годов, у нас все будет хорошо, но бедненько. Как в том анекдоте, когда у европейца, посмотревшего коллекцию Художественного музея Беларуси, спросили, ну как вам у нас? Он замялся и ответил: «Чистенько тут у вас, бедненько, зато чистенько». 

— То есть цифровое интеллектуальное развитие у нас остановится?

— Вспомните свое ЖКХ, когда вместо одного трактора, который за полчаса может скосить весь газон или пропылесосить всю опавшую листву на дорожках в парке Горького, выпускают 15-20 человек с метлами, граблями, триммерами. И с утра до вечера идет эта косьба травы «ззззззз».

Пока работа таких людей оценивается дешевле, чем работа айтишника, наша власть будет делать выбор в пользу первых. Предложите упростить эту систему, автоматизировать, и заменить всех этих людей одним человеком с умной программой и машиной. В ответ услышите «это нам не подпишут, это нам не одобрят».

— Лукашенко анонсировал совещание с ПВТ. Что будет с парком?

— Будет такое советское ПВТ. Помните, что изобретало НИИЧАВО у Стругацких? Оно было, но что делало, никто не знал. Не важно, каким будет результат, просто будет ПВТ. Может, будут писать какие-то нехитрые программки, там, для управления светофорами.

— Но никакого прорыва, никаких стартапов, которые завоевали бы мировую известность, у нас больше не будет?

— Наверное, нет. Если кто-то вдруг и обнаружит в себе некие сверхспособности, он сразу будет думать о том, на какую бы стартап-биржу переехать, чтобы развиваться там, где потом ничего не заберут.

Я недавно спросил у знакомого, почему он решил переехать с семьей из Беларуси, ведь его никто не задерживал, не арестовывал, никаких репрессий не было. Он ответил: «Мы устали приезжать домой, видеть какой-нибудь бус перед домом и думать, это за нами или нет».

А чтобы представить масштаб уехавших, просто сравните, сколько мероприятий, посвященных IT, проводилось раньше в Беларуси и сколько проводится сейчас. Все стартап-конференции, Startup Weekend, инвестиционные форумы, мастер-классы известных предпринимателей, Неделя предпринимательства — все осталось только в воспоминаниях.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(108)