Филин

Юлия Кот

«И 2021, и 2022 годы были очень сложными, и пора понемножку выкарабкиваться»

Меньше говорят о снижении доходов, не откладывают на потом, активно берут кредиты. Экспертка Виолетта Панасевич в интервью Филину — о том, как изменилось потребительское поведение беларусов летом 2023-го. 

Исследовательский центр BEROC представил мониторинг состояния экономики Беларуси — результаты новых волн опросов населения и бизнеса, а также анализ и прогноз макроэкономической ситуации. Любопытные данные показало исследование доходов и потребительской уверенности беларусов.

Около трети респондентов (в опросе, проведенном в июне 2023 года, участвовали городские жители в возрасте от 18 до 64 лет, выборка соответствует структуре населения по полу, региону, возрасту) отметили падение своих доходов. При этом 84% не начали экономить, а тратят деньги, как и раньше, или даже увеличили свои траты; и только 33% респондентов наращивают сбережения.

Более половины опрошенных прямо сейчас выплачивают кредит или рассрочку, еще 22% планируют оформить их в ближайшее время. В целом индекс потребительской уверенности в Беларуси вырос на 6.4 процентных пункта по сравнению с предыдущим кварталом и на 17.5 п.п. — по сравнению с прошлым годом.

Чем обусловлен такой потребительский оптимизм? Филину помогла разобраться исследовательница BEROC.

Фото из личного архива Виолетты Панасевич

— За все волны исследования, начиная с декабря 2021 года, это минимальная доля респондентов (32.6%), которая сообщает о снижении своих доходов, — обращает внимание Виолетта Панасевич. — Но — речь идет о снижении доходов за месяц. А вот изменение потребительского поведения, стали ли люди больше тратить или сберегать, оценивалось за год. Поэтому сравнивать эти показатели не совсем корректно, вопрос во времени.

Я бы не назвала ответы респондентов потребительским оптимизмом — скорее, восстановлением. Индекс потребительской уверенности действительно становится все лучше и лучше, и мы правда наблюдаем некоторый позитив в ответах.

Но все-таки речь о восстановлении, потому что и 2021, и 2022 годы были очень сложными, и пора понемножку выкарабкиваться.

Более активному потребительскому поведению, отмечает Виолетта Панасевич, способствует и политика Нацбанка: с начала года ставка рефинансирования снижается (и, соответственно, ставки по кредитам тоже), власти стремятся как-то сгладить углы и поощряют потребительскую активность — и беларусы этим пользуются. Поэтому мы видим значительный рост потребительского кредитования за первое полугодие 2023-го.

Любопытно, что есть определенная взаимосвязь с источниками, откуда люди черпают информацию, и их оценками своего дохода:

— Чтобы быть оптимистом в Беларуси, видимо, нужно читать государственные СМИ, — отмечает экспертка. — Те, кто читает независимые СМИ, чаще говорят о том, что их материальное положение ухудшилось — таких 58% от общей аудитории независимых СМИ, в то время как среди читателей госСМИ таких 39%.

Также заметна разница в оценках будущего: предполагая, как изменится их материальное положение через год, только 16% аудитории независимых медиа считают, что их доходы увеличатся, а среди читателей госСМИ таких 32%. При этом нужно аккуратно относиться к данным, потому что выборка небольшая, но все же взаимосвязь с медиапотреблением прослеживается.

Оценивая свое материальное положение, наиболее оптимистичны молодые люди — и это характерно для всех волн опросов, говорит Виолетта Панасевич. Также с верой в будущее почему-то смотрят жители городов с населением меньше 30 тысяч человек. Не слишком переживают о происходящем люди с высоким уровнем дохода.

Оптимистами относительно настоящего и будущего материального положения стали женщины в декрете, а вместе с ними особо позитивными оказались холостые (вероятно, потому что среди них много молодых людей), а вот пенсионеры склонны ожидать худшего.

Растущий от опроса к опросу индекс потребительской уверенности — это хорошо? Беларусы стали жить лучше (или, по крайней мере, считают так)?

— Тут можно провести небольшой эксперимент, чтобы понять, как строится индекс потребительской уверенности, и как важна база, с которой мы сравниваем, — объясняет экспертка. — Если посмотреть на один из компонентов индекса — экономическую ситуацию в стране по сравнению с прошлым годом, — то 44% респондентов, почти половина, говорят, что она ухудшилась. 12% затрудняются ответить — и это достаточно высокий уровень неопределенности. 25% считают, что ситуация не изменилась.

Но прошлогоднюю ситуацию сложно назвать позитивной: в августе 2022 года экономическое положение оценивали как плохое 66% опрошенных. И если четверть респондентов говорит, что ситуация не изменилась, возможно, не все так радужно и прекрасно.

Правда в том, что инфляция в Беларуси действительно сокращается, у нас сейчас минимальный уровень инфляции за последнее время. При этом реальные располагаемые доходы впервые начали расти с весны 2023-го, хотя весь прошлый год были в минусе.

То же самое касается и реальных зарплат: они растут. То есть, беларусы начинают жить лучше — но скорее я назвала бы это восстановлением, нежели потребительским оптимизмом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(11)