Политика

Федор Яцкевич

Гриб: Почему чиновники не перешли на сторону народа

В рамках спецпроекта «Что дальше?» бывший председатель Верховного Совета Мечислав Гриб рассказал «Салідарнасці», почему номенклатура не перешла на сторону народа и каким он видит ближайшее будущее Беларуси.

Фото Вадим Замировский, TUT.BY

«Протестное движение не дает номенклатуре ясной перспективы»

– Почему несмотря на мнение общества и массовые протесты чиновники не перешли на сторону народа? На мой взгляд, они не уверены в возможностях протестного движения организовать новую власть и обеспечить им гарантии.

Номенклатура боится за свое будущее и будущее своих близких. К сожалению, протестное движение не дало ей ясной перспективы. Во всяком случае я ее не вижу. Чиновники не понимают, что будет завтра и послезавтра, если победу одержит народ.

И конечно многие из них смотрят на Москву. А поскольку она поддерживает существующий режим разными путями – официальными заявлениями, материальными ресурсами, кредитами – это укрепляет нерешительность номенклатуры.

«Чем больше проходит времени, тем меньше вероятность диалога»

– Лукашенко будет удерживать власть всеми силами и способами, на которые способен. Чем больше проходит времени, тем меньше вероятность начала диалога между властью и обществом. Действующая власть укрепляет свои позиции и считает, что ей не с кем разговаривать.

«Принимать Конституцию без ее утверждения демократическим парламентом – фикция»

– Формально власти могут внести изменения в нынешнюю Конституцию или принять новую. Но невозможно представить, что эта авторитарная власть пойдет при этой реформе на демократические изменения.

Давайте вспомним о внесении изменений в Конституцию в 1995-м, 1996-м и 2004-м годах: никаких проблесков демократии там не было. Как можно верить, что на четвертый раз эта власть пойдет на демократические изменения?

И нужно понимать следующий момент. Власти нам говорят: будет составлен проект изменений в Конституцию, его примут на референдуме и все будет хорошо. Минуточку. Но новую Конституцию, которая устроила бы людей, принять на референдуме невозможно.

Наш основной закон состоит из 9 разделов, 8 глав, 146 статей, а практически каждая статья имеет свои части – бывает до восьми доходит. И каждая статья несет свои правовые положения о той или иной сфере деятельности.

Принять новую Конституцию на референдуме можно только пакетом. То есть гражданина вынудят голосовать «за» или «против», несмотря на то, что он согласен или не согласен с многими положениями.

Должно быть по-другому: Конституция должна приниматься по статьям, по частям демократически избранным парламентом, представителями народа – депутатами. И только когда все согласуют, ее можно выносить на референдум для одобрения.

Поэтому принимать Конституцию на референдуме без ее подробного утверждения демократическим парламентом – это фикция, имитация процесса.

«Не могу считать себя представителем Светланы Тихановской»

– Больше месяца назад проскочила информация, что Светлана Тихановская назначила меня своим представителем по конституционной реформе. На самом деле этого назначения не было: со мной никто не советовался, ни с кем я эти вопросы не обсуждал и никакого согласия на назначение не давал.

Недавно Анатолий Лебедько заявил, что он назначен представителем Координационного совета по конституционной реформе. Я не возражаю, пусть он и будет. Я не могу считать себя представителем Светланы Тихановской.

Я руковожу Общественной конституционной комиссией, которая была создана задолго до президентских выборов. Она продолжает работу, у нее есть наработки – варианты создания парламентской республики (без президента) и парламентско-президентской республики (с президентом с представительскими функциями).

Проект о парламентской республике у нас позаимствовала Белорусская социал-демократическая партия («Грамада») и направила его в Администрацию президента, Национальное собрание, Конституционный суд. Но больше мне сказать на этот счет нечего.

«Лукашенко уже не изменится»

– Мне кажется, Лукашенко в таком возрасте уже не изменится. Да и разве за прошедшие 26 лет он поменялся? Нет. Все его действия будут направлены на укрепление своей власти.

Возвращаясь к новому варианту Конституции – а так ли важно каким он будет? Ведь и нынешняя Конституция не исполняется.

С самого начала прихода Лукашенко к власти в 1994 году была масса прогнозов, что он еще продержится год-два-три, а затем будет вынужден уйти. Но вопроки всем предсказаниям прошло уже 26 лет.

Поэтому несмотря на впечатление, что дальше так страна жить не может, я не хочу прогнозировать, как долго еще продержится действующая власть.

Мацукевич: Лукашенко будет следовать плану Путина только при продолжении протестов

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(97)