Экономика
Сергей Матюшенко

Государство расписалось в своей беспомощности

История с мобильным оператором БеСТ вышла весьма поучительной. Оказалось, что государство не в состоянии создать эффективно работающее предприятие даже в такой перспективной сфере, как мобильная связь. Поэтому, промучившись четыре года, белорусские власти продали БеСТ туркам.

Напомним, что в своё время, наглядевшись на успехи Velcom и МТС, власти решили, что третий оператор мобильной связи в Беларуси должен быть на 100% государственным. ЗАО «БеСТ» было зарегистрировано в ноябре 2004 года. Планы были наполеоновские: сообщалось, что коммутатор нового оператора рассчитан на обслуживание 3 миллионов абонентов.

Но проблемы возникли уже на старте. Коммерческая эксплуатация сети БеСТ должна была начаться 18 сентября 2005 года. Однако назначенные сроки были провалены. В результате первые абоненты подключились к БеСТу только 21 декабря.

Вопреки надеждам властей никакой конкуренции Velcom и МТС новый оператор составить не смог. К ноябрю 2006 года на счету БеСТа было всего-то около 13 тысяч абонентов. Да и дальнейшие темпы развития не впечатляли.

Дело дошло до того, что местные власти стали отключать базовые станции БеСТ за неуплату арендной платы. А 7 февраля 2008 года заместитель министра связи и информатизации Лариса Лабкович заявила, что в работе БеСТа складывается критическая ситуация как с выполнением показателей по услугам связи, так и с их финансовым состоянием. Она отметила, что годовое задание по платным услугам населению оператор выполнил только на 13 процентов.

По большому счету все эти годы БеСТ не жил, а мучался. Поэтому неудивительно, что в конце концов власти решили его продать «в хорошие руки». Благо, что желающих купить входной билет на белорусский рынок мобильной связи хватало: тут тебе и «Вымпелком», и Turkcell… Предпочтение было отдано последнему. Информация о переговорах с турецкой компанией просочилась еще весной. И тут власти по обыкновению начали темнить.

«Белорусский госоператор БеСТ работает стабильно и выполняет все положения о лицензии. Под тот объем рынка, который они планируют охватить, сторонний инвестор не нужен», -- заявил в минувшем апреле министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей. Интересно, как эти утверждения стыкуется с тем, что чуть раньше сказала его же заместитель?

Дальше – больше. 27 июня Пантелей заявил «Интерфаксу», что переговоры о продаже БеСТа на сегодняшний день не ведутся. Но прошло чуть больше месяца и выяснилось, что контрольный пакет белорусского госоператора стал собственностью турецкой компании.

По официальной информации Turkcell заплатил за 80% акций БеСТ 600 миллионов долларов . Теперь будущее третьего оператора выглядит куда более интересным. Потребители тоже должны выиграть от обострения конкуренции на рынке мобильной связи. Только всё это могло случиться гораздо раньше, если бы лицензию третьего оператора изначально отдали частной компании.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)