Комментарии

Петр Водкин

«Голос СВО» как символ деградации русской культуры

Союз кремлевской пропаганды и шоу-бизнеса породил... нет, не чудовище, но что-то предельно странное и отталкивающее многих. 

Взвыла даже часть тех, кто за империю, войну и прочие «радости жизни».

«Только мне кажется, что это косплей соратников Адольфа Алоизовича?» – пишет Олег Царев, бывший спикер так называемого «парламента Новороссии» и ярый сторонник «спецоперации».

В том же ключе, но еще жестче высказался радиоведущий Сергей Мардан, радикально поддерживающий агрессию против Украины:

«Все как мы любим. (Явная отсылка к печально знаменитому высказыванию Владлена Татарского – С.) Блондинчик с челочкой и бритыми висками, тяжелые ботинки, повязка на рукаве (хорошо, что не черно-бело-красная), и узнаваемый Gott mit uns («С нами Бог», девиз войск вермахта времен второй мировой – С.) в припеве... Ко дню рождения Гитлера песню выпустили, между прочим».

Либералы проводят аналогичные параллели.

А маркетолог Алексей Павликов разложил все по полочкам:

«Как думаете, Шаман – это таки какая-то намеренная провокация или реальный нацизм?

Окей, «Я русский» еще можно было интерпретировать по-разному (хотя на самом деле нет).

Но когда выходит клип, в котором певец:

  • В классической нацистской кожаной одежде.
  • С повязанным на руке флагом, как другие ребята повязывали себе совсем другой символ.
  • Белокур.
  • Снят снизу, чтобы подчеркнуть величие – не буду прикреплять примеры, погуглите плакаты Третьего Рейха сами, увидите много похожего.
  • Поет «с нами бог» – девиз тех же ребят из Третьего Рейха…».

Конечно, каждая составляющая по отдельности – кожаная одежда, светлые волосы и т.д. – нейтральны. Но, будучи собранным в единый образ, вышеперечисленное рождает довольно однозначные ассоциации.

Пропагандист Сергей Марков нашел другой повод для недовольства:

«Нам пытаются главным политическим певцом России сделать бренд Шаман. Это огромная ошибка. А возможно, это просто предательство. Православные русские люди не любят Шаманов...

Когда в православной России главный патриотический певец с именем Шаман, а главный символ борьбы за русских и против нацизма на Украине это буква Z, то многие делают вывод, что наверху власти что-то очень сильно не так. Шаманизм и Z – это не наше».

Тут еще стоит добавить, что вообще-то бренд даже не Шаман, а SHAMAN. И, когда такое чудо исполняет «Я русский», это выглядит курьезным оксюмороном, вызывающим желание поднять на смех. Чем и занялся Анатолий Шарий, еще один персонаж, известный своей промосковской позицией:

«Очень понравился клип российского исполнителя Шамана с повязкой на руке, где он открывает рот, делая вид, что поет, на Красной Площади... Только не понимаю, зачем петь песню о том, что «мы не на коленях», расхаживая... в наколенниках. Это тонкий троллинг или типа с перспективой?».

Со многим из вышепроцитированного можно согласиться. Но есть и что добавить.

Послушайте, но это же просто плохо. Нет, не так: ПЛОХО. Уровень текста, музыки, всего – зашкаливающе низок. SHAMAN даже не в состоянии рот открывать так, чтобы это как-то коррелировало со звуком в клипе. И это в проекте, который называют «голосом СВО».

«В плане музыки – это, конечно, полный шлак и отстой. Песня-однодневка, о которой через два-три месяца все забудут», – признает даже «имперский эксперт» Юрий Баранчик.

Неудивительно, что за неимением приемлемых современных альтернатив гауляйтер Крыма Сергей Аксенов предлагает национализировать песни времен Великой Отечественной войны. Дело в том, что многие потомки их авторов, в том числе Модеста Табачникова («Давай закурим») и Евгения Долматовского («Дорога на Берлин») запрещают использовать эти произведения в России после вторжения в Украину.

Инициатива Аксенова подчеркивает, что нынешние любители творить на актуальные темы не способны создать ничего сопоставимого со своими предшественниками. Да и класс исполнителей, – например, Клавдии Шульженко и SHAMAN – сравнивать невозможно.

Та же ситуация наблюдается в литературе и кинематографе. «Турбо-патриоты» вопрошают: почему за год с лишним не появилось сколь-нибудь заметных фильмов и книг, посвященных «специальной военной операции»?

На самом деле это показатель общего состояния русской культуры и деградации ее имперского сегмента. В Германии середины прошлого века был Бертольт Брехт, ненавидевший гитлеровский режим, но была и Лени Рифеншталь, использовавшая свой талант, чтобы эффектно воспевать фашизм.

В России же на протяжении последних десятилетий культурная среда (за редкими исключениями) постепенно превращалась в довольно злую пародию на саму себя. Ярчайшим примером тому является траектория некогда талантливого режиссера Никиты Михалкова, который ныне докатился до «Бесогона» и уже при всем желании не способен снять римейк «Триумфа воли».

РФ оказалась неконкурентоспособной не только в плане экономики, но и культуры. Какой-то интерес к оной сохраняется в основном благодаря наследию прошлых веков. Оригинальность же нынешних образцов стремится к нулю, зато, как и положено, в атмосфере торжествующей вторичности расцветает подражательство. Поэтому даже когда требуется создать яркий национальный образ, его тупо копируют с иностранных ролевых моделей.

Лаконично подытожим текущее положение дел.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(48)