Глуховский: опасность коронавируса преувеличена

Писатель Дмитрий Глуховский, автор постапокалиптической серии «Метро», считает, что экономические последствия происходящего будут гораздо серьезнее, чем эпидемиологические.

Кадр из видеоигры «Метро 2033» по мотивам романа Дмитрия Глуховского

― Правильно ли я понял вас, что опасность коронавируса миром, властями различных стран, преувеличена? ― уточнил ведущий «Эха Москвы».

― Я думаю, что она, безусловно преувеличена, но преувеличена из благих соображений. То есть, они как бы делают большую проекцию того, какой будет ситуация, если они сейчас население запугивать не будут. Это «шашлычный эффект» так называемый.

― Что это такое?

― Скажем так: нужно было уже запугивать в то время, чтобы не произошло то, что происходит сейчас. Но люди увещеваний не восприняли, вышли на улицу, и этот прогноз взял и воплотился.

То есть, если сейчас не создавать ощущения неминуемой опасности и стопроцентного шанса заболеть у каждого человека, все эти люди выйдут на улицы, не будут носить маски, крича, что это их не касается. И через две недели вы окажетесь в эпицентре настоящей эпидемии национального масштаба.

То есть — так работает человек, — человек, к сожалению, не умеет перспективно планировать по большей своей части и не умеет ответственно рассуждать. И вообще не склонен к рациональному мышлению. Он склонен к решениям эмоционального характера.

И если сейчас он будет бояться, если его близкие не будут ему позволять выходить на улицу сегодня, потому что будут думать, что если ты выйдешь сегодня, то ты завтра заболеешь, то это позволит в какой-то степени, до какой-то меры, по крайней мере, смягчить этот эффект более отдаленный. Поэтому нужно бояться сегодня, чтобы не заболеть послезавтра – вот так.

― Наверное, людей сложно заставить бояться, — они выходят на улицу, светит солнце и они видят, что растёт трава, в магазинах еще возможно купить гречку, и туалетная бумага вроде бы завозится. Нет ощущения опасности. А власти говорят: это опасно, не ходите никуда, перестаньте. Сразу мы как-то не доверяем тому, что говорит власть.

― Во-первых, мы никогда не доверяем… совершенно обоснованно не доверяем, потому что российский народ, безусловно, имеет очень длинную историю сложных взаимоотношений с властью. И обычно всегда его, разумеется, обманывают, накалывают, и все прочие действия с ним совершают, менее цензурно выражаемые.

Так сложилось исторически, что российский народ является объектом манипуляции той своей части, которая проникает на вершину пирамиды, превращается в дракона и дальше относится ко всем нам как к подданным дракона.

Нет никаких причин власти доверять. И даже если вдруг раз в сколько-то лет она, оказавшись с нами в одной лодке или на одной тонущей барже, вдруг искренне становится заинтересованной в том, чтобы ей верили и начинает говорить правду – мы, конечно, помним, что нас обманывали и сначала. Во время коллективизации, и потом, во время НЭПа, потом во время репрессий, потом во время Великой Отечественной войны нам врали, врали, врали, врали.

И перед распадом во время перестройки соврали, потом про Советский Союз соврали, потом вклады наши отобрали, потом социальная система полетела, система социального обеспечения полетела в тартарары. Потом нам врали по поводу взорванных домов, по поводу войны в Чечне, потом нас обманывали во время всех президентских и парламентских выборов.

Разумеется, власть всегда нам врала. Почему они нам не говорили правду? Наверняка есть какая-то конспирологическая теория, которая объясняет все лучше, чем то, что печатают в «Российской газете» или показывают на Первом канале.

Поэтому, разумеется, люди ко всем этим предостережениям относятся легкомысленно, считают, что на самом деле за этим стоит сговор олигархата или мирового правительства, или еще кого-нибудь, что Путин кого-то покрывает, а за этим за всем есть какие-то совсем другие интересы: «нам паника не нужна, нам нужно чипировать население» — в общем, есть масса всяких, в той или иной степени идиотических конспирологических теорий…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(31)