Комментарии
Дмитрий Растаев, рисунок Алексея Меринова

Фраз типа «Выбирали президента, а выбрали царя, который думает только о своих детях и том, чтобы набить себе карманы» на Первом национальном не слышали уже давно

22 ноября стартовал наиболее любопытный этап предвыборной гонки – эксплуатация кандидатами в президенты эфирного времени, выделенного Центризбиркомом. По иронии ли судьбы, по древней ли славянской традиции, первый теле-радио-агитационный залп пришелся на понедельник – день, как известно, тяжелый, особливо с утра, когда добрая часть электората находится примерно в таком же состоянии, какое попы сулят на том свете слишком усердным грешникам.

Брошенный на амбразуру понедельника первым, кандидат Виктор Терещенко вряд ли учел это пикантное обстоятельство. Голосом Левитана, объявляющего о начале войны, кандидат пожелал гражданам доброго утра, после чего начал вбивать в их размягченное сознание гвозди стройных экономических выкладок. «Нынешняя система ручного управления страной исчерпала себя», - провозгласил он, предложив гражданам взять в руки карандаш и подсчитать, во сколько раз за годы «ручного управления» подорожали хлеб и молоко. Граждане, с трудом берущие в руки не то, что карандаш – собственные виски, предложение это вряд ли сочли заманчивым.

Впрочем, был в выступлении Терещенко момент, заставивший встрепенуться не одну болезненную голову: подсчитав - опять же не без помощи карандаша - что «за 16 лет ручного управления страной наш рубль обесценился к доллару в 4000 раз», кандидат пообещал за несколько лет своего президентства укрепить рубль к доллару в пропорции 1:1. Где в Беларуси зарыта цистерна с золотом, которая позволит ему это сделать, потенциальный президент не уточнил.

Второму «голосу понедельника» - Ярославу Романчуку – повезло чуть больше. К тому времени, как его предшественник завершил своё выступление словами Наполеона: «Мало хотеть великого, нужно еще и уметь его совершать…», -- электорат уже успел разлепить глаза, вспомнить своё имя, и даже нащупать ногами тапки, а руками – банку с рассолом.

По сравнению с Терещенко, говорившим медленно и обстоятельно - точно профессор перед студентами University of Delaware - Романчук напоминал скорее аспиранта, которому поручили прочесть первокурсникам последнюю лекцию перед сессией. Если бы в этой «лекции» кандидат клеймил и витийствовал, столь резвый темпоритм был бы оправдан. Можно ли с такой скоростью излагать непростые для утреннего восприятия экономические максимы – вопрос спорный.

Одним из козырей Романчука, способных привлечь внимание широких электоральных масс, является его программа «Миллион рабочих мест для Беларуси», о которой он не раз упомянул в ходе вступления. Но электорат в это утро прошибло скорее откровение о том, что «средний поляк квартиру может купить за 6 лет, а белорус – за 14 лет».

Впрочем, не успев расчесать укус зависти к западному соседу, избиратели узнали: став президентом, кандидат сделает всё, «чтобы и мы могли купить квартиру за 6 лет». После этого народ успокоился и даже согласился с тем, что в качестве национальной идеи принцип «Чарка и шкварка -- это всё, что нам нужно» -- уже и впрямь не солиден.

Подлетев к финалу, Романчук напомнил, что «каждый человек сегодня на принтере может стать информационным центром и доносить информацию до соседей», предложив слушающим его гражданам на какое-то время превратиться в «сарафанное радио, которое может стать альтернативой телевидению, доступа к которому у нас нет».

Вечером, худо-бедно придя в себя и даже успев побыть «сарафанным радио» в курилке родного завода, электорат развалился в кресле у телевизора, готовясь лечить остаточные явления воскресного отдыха колыбельными проповедями христианского демократа Виталия Рымашевского. Не тут-то было!

Своё выступление Виталий начал хлёстко, без обиняков. Во всяком случае, фраз типа «Нынешняя власть относится к людям как к быдлу» или «Выбирали президента, а выбрали царя, который думает только о своих детях и том, чтобы набить себе карманы» на Первом национальном не слышали уже давно. Когда же кандидат поднял со стола плакат «Сталин & Гитлер» и с возгласом «Нет диктатуре в нашей стране!» разорвал его пополам, сон с электората и вовсе смело как ветром.

К тому же, в части практических обещаний Рымашевский оказался не менее эпатажен, пообещав вместо нынешних шести поделить Беларусь аж на 23 области. Жители Барановичей, Слуцка, Кобрина, Бобруйска и других городов, могущих стать в скором времени областными центрами, плотно задумались.

В целом выступление Рымашевского можно оценить на твёрдое «неплохо». Единственное, что хотелось бы посоветовать Виталию: когда обращаетесь к зрителю, смотрите не вниз, не вверх, не по сторонам и уж тем более не в левый угол экрана, а прямо перед собой.

Если бы вслед за Рымашевским в эфире появился еще один нескучный оратор, электорату, чьи нервы и без того испытали все прелести понедельника, бессонница была бы гарантирована. К счастью, этого не случилось: седативный эффект на зрителя произвёл не христианский демократ, а бывший зампредседателя БНФ Алесь Михалевич. Заявив, что не хочет участвовать в параде пустых обещаний, своё вступление он построил по принципу «вы спрашивали – мы отвечаем». Будь Михалевич Иваном Ургантом или хотя бы Вадимом Галыгиным, такая подача, пожалуй, могла бы сыграть и в плюс. Но каждый человек уникален…

Впрочем, Михалевич оказался единственным, кто учёл национальные особенности первого дня недели, и выступление своё завершил на оптимистической ноте, высказавшись за запрет производства некачественных креплёных вин: «Большая беда, что самым массовым напитком сегодня являются плодово-ягодные вина, в народе именуемые «бырлом».

Электорату, которого весь день буравила одна, но пламенная мысль: «Всё, больше - ни капли! Смотреть уже не могу на проклятое!» -- такая инициатива вполне могла лечь на душу. Теперь Михалевичу главное, не дать маху и не повторить эти же слова 29 ноября, в субботу, когда большинству граждан «сильной и процветающей» будет уже глубоко фиолетово, какие там мысли буравили их в мятежный понедельник.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)