Спорт
Сергей Олехнович

«Франция постарается взять реванш за сентябрьское поражение»

В понедельник, 30 мая, прошла пресс-конференция Бернда Штанге. На ней главный тренер сборной Беларуси по футболу рассказал журналистам о том, как будет проходить подготовка к домашнему отборочному матчу чемпионата Европы-2012 против национальной команды Франции, который состоится в пятницу, 3 июня, на минском стадионе «Динамо» и начнется в 21.45.

Приводим наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты встречи Штанге с журналистами.

— Очень рады после длительного перерыва вновь сыграть дома, — сказал во вступительном слове главный тренер сборной Беларуси. — За оставшееся до пятницы время мы должны подготовить команду, которая постарается совершить небольшое чудо. Благо в футболе чудеса возможны. И мы постараемся, чтобы это чудо произошло в противостоянии со сборной Франции.

В нашей ситуации я не должен обещать многого. Но одно гарантирую: 3 июня мы будем бороться на поле до последнего.

У нас в этот раз — как никогда в последние годы — возникло очень много проблем. Так, сегодня утром наш молодой талант Нехайчик отказался играть — он получил в Гродно травму, к нашему огромному сожалению. Надо постараться, чтобы он восстановился хотя бы до 11 июня, когда в Орхусе наша молодежная сборная проведет первый матч финальной стадии чемпионата Европы.

Итак, я жду ваших вопросов. Но давайте говорить о тех игроках, которые есть, а не спрашивать о тех 8-10 футболистах, которые не смогут сыграть против Франции.

— Герр Штанге, учитывая серьезные кадровые проблемы, вы не планируете пригласить в авральном порядке в команду Игоря Стасевича, лидирующего в чемпионате Беларуси по системе «гол + пас»? Тем паче вчера он здорово выглядел в составе своего «Гомеля» в финале Кубка страны.

— Наша команда строилась и развивалась длительное время. Игорь был в ней, потом выпал из состава из-за травм. Потом ему не удалось закрепиться в клубе первой российской лиги и он вернулся в Беларусь.

Мы видим, что он играет в хороший, по белорусским меркам, футбол. Поэтому мы его и не пригласили, мы доверяем таким игрокам, как Калачёв, Путило, Слава Глеб, Ситко, Тигорев, Омельянчук.

Я видел немало матчей с участием Стасевича, среди них были и неудачные игры. Поэтому пока не станем его приглашать.

— А восстановившегося после травмы Александра Юревича?

— Я не могу говорить по каждому отдельному игроку. Но если футболист два месяца не тренируется и не играет, мы не можем его пригласить на поединок с Францией. Даже несмотря на то, что он сыграл — и неплохо — несколько последних матчей чемпионата.

На позиции левого защитника у нас есть Трубило, Молош, Бордачёв. Это надо нам решать до игры, кого поставить. Юревич — один из самых стабильных наших игроков, но для матча с Францией футболист должен быть абсолютно здоровым и пребывать в оптимальных физических кондициях. Это наше мнение.

Мы отвечаем за команду, поэтому дадим Юревичу еще немного времени для восстановления. Может быть, до сентября.

— Какая тактика способна совершить чудо?

— Чтобы соперник не узнал, мы не станем раскрывать наших секретов. Французские игроки сильнее нас. Или вы в этом сомневаетесь? Абидаль, Насри, Эвра — игроки мирового класса.

Поэтому нам надо найти, что им противопоставить. Прежде всего — это моральные силы и борьба на поле. Мы тактически готовимся очень серьезно, разрабатываем различные комбинации, попробуем играть компактно, максимально плотно, чтобы не дать французам сыграть. Это единственный рецепт, который в отсутствие Александра Глеба, Кульчия, Кутузова, Родионова, мы можем применить.

Наша задача создать в команде оптимистичную атмосферу; сделать так, чтобы ребята не боялись французов. Телетрансляция матча будет вестись на многие страны, её увидят знаменитые тренеры. У наших футболистов есть шанс показать, на что каждый из них способен. Это — максимальная мотивация для игроков.

— Ваше мнение о прошедшем в воскресенье финале Кубка Беларуси?

— За годы своего пребывания в Беларуси я видел три финала Кубка страны. Но посетить вчерашний мне не удалось — прилетел из Лондона, где смотрел финал Лиги чемпионов, с опозданием. Для меня как тренера было очень важно воочию понаблюдать за противостоянием «Барселоны» и «Манчестер Юнайтед». Но очевидцы мне рассказали, что уровень футбола, показанный «Гомелем» и «Неманом», был не очень высоким.

В Лондоне мне повезло жить в одном отеле с игроками «Барселоны». Я наблюдал за ними, проследил за их режимом дня, побывал на тренировке.

— Матч с Францией — главный в вашей карьере?

— Нет. В моей карьере были и более важные поединки. Но, конечно, было бы приятно обыграть с командой, которую все считают аутсайдером, фаворита. Как это мы сделали в сентябре прошлого года на «Стад де Франс».

— Что помимо кадровых проблем, вас ещё тревожит?

— Других проблем нет. Думаю, процесс подготовки проходит стабильно. Мы сами всё будем решать, и всё, что мы сделаем, — это будет нашим достижением. Мы стабильная и спокойная команда.

— Сравните Францию образца сентября 2010 года с той, против которой предстоит сыграть в пятницу?

— Нынешняя команда Франции значительно сильнее — в неё вернулись суперфутболисты: Эвра, Рибери, Абидаль, Насри. Я не сомневаюсь, что Франция квалифицируется на чемпионат Европы с первого места в группе. Как, собственно, и другие большие команды — Италия, Испания, Германия, Англия, Голландия.

Мы находимся в разных, скажем так, весовых категориях. К примеру, Рибери, трансферная стоимость которого составляет 40 миллионов евро, может начать пятничный поединок на скамейке запасных… Но я не хотел бы, чтобы Францию очень сильно превозносили. Мы не должны забывать, что наша сборная тоже играет хорошо — свидетельством чему является победа в Париже.

— Ничья в пятницу станет для вас приемлемым результатом?

— Я не имею права говорить, что мы будем удовлетворены ничьей. Если я так скажу, мы подспудно будем на неё играть… Это недопустимо. Ведь мы играем дома и должны думать только о победе. Но если сыграем вничью, то смиримся и с таким результатом и будем жить дальше.

— Позднее начало матча не смущает?

— Я тоже хотел бы, чтобы на стадионе было больше детей… Но вы спрашиваете о вещах, на которые мы не можем повлиять. Лет десять назад такое было возможно, но сейчас решает телевидение, когда нам играть.

Во Франции в восемь вечера передают новости (в Беларуси на час больше. — С.О.), а после них французы хотят смотреть футбол. Они оплачивают это свое желание, причем речь идет об очень больших деньгах. А я, думаю, Беларуси деньги нужны. Особенно сегодня.

— В последнее время наши сборные — юношеская и юниорская — крайне неудачно играла против французских сверстников: один счет 0:9 чего стоит… Не опасаетесь, что Франция, озлобленная поражением на «Стад де Франс», устроит Беларуси на «Динамо», образно выражаясь, «вынос тела»?

— Я придерживаюсь иной точки зрения. Мы хотим выиграть на родном стадионе. И тренеры должны приложить все усилия, чтобы футболисты воплотили в жизнь наши надежды.

— Но вы согласны, что Франция выйдет на поле «Динамо» с реваншистским настроением?

— Несомненно, команда Лорана Блана постарается взять реванш за сентябрьское поражение. Тем более что французы тоже осведомлены о наших кадровых проблемах.

Но нам нужно избавиться от страха. Главная задача — добиться того, чтобы игроки вышли на поле без боязни перед французами. Мы будем сражаться на каждом сантиметре динамовского газона. И в этом наш шанс.

— Как прокомментируете слова Анатолия Байдачного «Прессболу», сказавшего, что «уход Штанге — это не потеря, а благо для белорусского футбола»?

— Эта ситуация, когда тренер не имеет работы. И ему никто не хочет предложить работу. Поэтому он хочет сделать себя заметным. А если результатов нет, то это можно сделать лишь словесно.

Так происходит не только в Беларуси — во всем мире. Но если ты отвечаешь за национальную сборную, на подобные слова не следует обращать внимание. Слова Байдачного не имеют для меня никакого значения. Я бы прислушался, если бы мои критики сами показывали хороший результат…