Фейгин: «Все-таки Лукашенко не сам себя выбирает, а выбирает себя сам — при согласии Путина. Из этого многое вытекает»

Кто из диктаторов — подчиненный, и почему Навальная — не Тихановская. Адвокат и известный блогер — о схожем и о различиях в политических процессах Беларуси и России.

— Беларусская оппозиция, беларусское общество все-таки продвинулось дальше, чем российское, — сравнил на Свабода Premium Марк Фейгин. — Какая бы критика не звучала в адрес Светланы Тихановской, беларусы все-таки создали какие-то институты власти.

Среди российской оппозиции нет ничего, даже отдаленно напоминающего это. Есть просто общественные инициативы, проекты, политические организации и т.д. Но они даже на защиту интересов диаспоры не могут воздействовать.

Поэтому нам хотелось бы достигнуть хотя бы такого же уровня — пусть с критикой и со всеми претензиями — которого достигло беларусское гражданское общество, сумевшее создать регулярные структуры, в том числе и кабинет Тихановской, и КР, и иные, которые легитимированы и субъективированы.

У беларусов есть преимущество в том, что Тихановская принимала участие в выборах и, скорее всего, их выиграла. В России невозможно, чтобы даже умеренно оппозиционный кандидат был зарегистрирован и принял участие в официальных процедурах.

А если даже и примет, голоса избирателей вообще не будут иметь значения. Да и в целом в России нет больше того, что называется «процедурой» или «выборами», есть только процесс механического опускания в ящик какой-то бумажки.

А объявляются вообще совершенно другие результаты, никак не связанные с арифметикой подсчета.

При всей схожести методов проведения электоральных кампаний, российский оппозиционер все-таки подчеркивает существенное отличие.

— В выборах РФ и РБ разница все меньше. Пожалуй, разный масштаб. Беларусь все-таки девятимиллионная страна, а здесь только избирателей — почти 110 миллионов.

В чем еще может быть разница? Беларусь — зависимое государство, фактически оккупированное Россией. Поэтому на результат, пусть даже это будет Лукашенко, есть один важный избиратель, который может повлиять. Это Путин.

В свою очередь, Лукашенко не может влиять на выборы Путина. Зависимость диктует и характер процесса.

Все-таки Лукашенко не сам себя выбирает, а выбирает себя сам — при согласии Путина. Путин выбирает себя сам, он не советуется ни с кем. Выходит, что Путин является руководителем в этом смысле, а подчиненным в данном случае является Лукашенко. Из этого многое вытекает.

Но по форме, декорации — что там, что тут совершенно одинаковые, разницы никакой, — отметил Фейгин.  

Он также проанализировал шансы Юлии Навальной в сравнительном контексте с беларусской лидеркой демократических сил.

— Если сравнивать Юлию Навальную со Светланой Тихановской, то здесь есть нечто схожее, действительно у обоих мужья — политзаключенные. Да, Навального убили, а Тихановский сидит.

Но между этими женщинами есть разница в том, что Юлия многие годы была сподвижницей Алексея. В то время как Светлана была домохозяйкой, далекой от политики в любом виде.

Навальная же была на всех митингах вместе с мужем, она с близкого расстояния наблюдала за всем, что происходило и происходит. То есть сказать, что она менее, чем Тихановская, подготовлена для этой роли, нельзя. Она, безусловно, в теме. В этом смысле ей будет легче.

Однако сложнее будет в том смысле, что она не проходила выборов, как Тихановская. Светлана, несмотря на то, что она тоже жена, получила легитимность от избирателей, от народа.

Она участвовала в выборах и уже имеет политический вес, исходя не из того, что она жена Тихановского, а она человек, который себя политически репрезентовал и получил поддержку.

Навальная наследует багаж мужа просто по статусу. Ей еще нужно будет доказать свою политическую дееспособность для того, чтобы получить авторитет среди людей, которым обладал Алексей.

В этом разница, в этом сложность. У нее очень хорошие предпосылки, но справится она с ними или нет, покажет время, — считает Фейгин.

В отношении будущего нашей страны, он категоричен:

— Судьба Беларуси зависит от исхода войны в Украине. Если Москва проигрывает эту войну, то Беларусь имеет шанс на то, чтобы улучшиться, справиться с диктаторским режимом Лукашенко.

Если в войне Украина и ее союзники потерпят поражение, то судьба Беларуси незавидна. Мы же видим, что Лукашенко в 2025 году переизберется и будет сидеть. И пока Путин в силе, он Беларусь не отпустит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.8(68)