Скандалы
Сергей Сацук, АЖР, «Ежедневник»

Факты и вымыслы о первых террористаx: что уничтожено по приговору суда?

Решение Верховного суда уничтожить большое количество вещдоков по делу о взрыве в минском метро, вызвало наибольшее количество рассуждений на тему того, кому и зачем это понадобилось.

Самое удивительное, что трактовок решения суда об уничтожении части вещественных доказательств в разы больше, чем, собственно, самих описаний этих вещдоков. Между тем, именно название этих вещдоков позволяет как нельзя лучше понять мотив суда и сделать правильные выводы. Именно поэтому, мы и решили восполнить пробел и дать полное описание всего, что подлежит уничтожению.

Объекты 2005-2008

Согласно решению Верховного суда, уничтожению подлежат предметы (объекты), изъятые с мест происшествий по взрывам, произошедшим 14 сентября 2005 года и 22 сентября 2005 года в Витебске, а также 4 июля 2008 года в Минске. Это образцы грунта, фрагменты, компоненты поражающие элементы взорвавшихся устройств и неразорвавшегося ВУ, обнаруженного в 2008 году в Минске возле Стелы.

Кроме того, по этим взрывам подлежат уничтожению образцы крови, слюны свидетелей и пострадавших, образцы припоев, проводов, часов, болтов.

Также уничтожению подлежит одежда семи пострадавших в результате этих взрывов, которую потерпевшие просто отказались забирать.

Понятно что, образцы слюны и крови пострадавших не могут ни сейчас, ни будущем использоваться в качестве доказательств вины или невиновности Коновалова и Ковалева. Значит, по их уничтожению и вопросов не может быть.

А о чем же свидетельствуют образцы грунта с мест происшествий и фрагменты ВУ? Они свидетельствуют о том, какого типа ВУ были взорваны, какой имели состав и т.д. С одной стороны это достаточно важные вещдоки и их уничтожение действительно могло бы вызвать вопросы. Но, тут есть важные неучтенные обстоятельства.

Типы и состав ВУ, взорванных в 2005-м и в 2008-м годах, установлены и ни у кого не вызывают никаких сомнений. Например, все согласны с результатами взрывотехнической экспертизы, проведенной еще в сентябре 2005 года и установившей, что взорванное 14 сентября ВУ состояло из разрывного заряда на основе бризантного вещества тротила или гексахлорбензола, готовых поражающих элементов (металлических шурупов, гаек, гвоздей, болтов), камуфлирующей оболочки (металлической банки емкостью 0,33 литра из-под газированного напитка), средства взрывания и исполнительного устройства.

Ни адвокаты, ни следователи, ни политический эмигрант Бородач, – никто из них не ставит под сомнение результаты этой экспертизы). А аналогичная ситуация с экспертизами, проведенными по ВУ 22 сентября 2005 года и июля 2008 года. И сторона защиты, и сторона обвинения, и даже общественность – все одинаково используют эти установленные следствием факты в качестве неоспоримых доказательств. Учитывая данное обстоятельство и то, что в деле сохраняются все фотографии вещдоков и результаты экспертиз, хранить «кису» поражающие элементы и даже саму коробку от сока «Садочек» не имеет никакого смысла.

Аналогично не вызывает ни у кого сомнений и тот факт, что образцы припоев, проводов, часов, болтов по эти взрывам не совпадают с теми, что были обнаружены в подвале Коновалова.

Вещдоки по взрыву 11 апреля 2011 года

Согласно решению суда, тут будут уничтожены поврежденные предметы одежды, принадлежащие потерпевшим, изъятые из учреждений здравоохранения, пакеты с одеждой неустановленных лиц.

Также подлежат уничтожению, изъятые в ходе личного обыска Коновалова билет на поезд «Витебск-Минск» от 10 апреля 2011 года, больничный лист на имя Коновалова, сим-карту «Life», флакон «Церукал» с таблетками и капсулами белого цвета, лист с записями, семь проездных билетов на трамвай, зажигалка «Крикет», жетон на метро.

Аналогичные вещи, изъятые в ходе личного обыска Ковалева, также будут уничтожены. Это проездной билет, фрагмент бумажного листа в клетку, комплект ключей.

Единственное доказательство из этого списка, которое о чем-то существенном свидетельствует, так это билет на поезд, который доказывает, что Коновалов 10 апреля 2001 года приехал в Минск. Но опять же, факт приезда никто не опровергает, и он подтвержден многими свидетельскими показаниями и съемкой камер наблюдения.

Также будут уничтожены, изъятые при обысках у соседа Коновалова: фрагменты картины, кусок ДВП с надписями.

Но это еще не все вещдоки. Согласно решению суда, аналогичная участь ждет и предметы, изъятые 13 апреля 2011 года в ходе обыска квартиры в Витебске, где проживал Коновалов. Это флеш-карта «Apecer», флеш-карта «SanDisk», три телефонные сим-карты, девятнадцать компакт-дисков, пять картонных коробок с металлическими предметами (головками, граверами, гайками, болтами, шайбами), две металлополимерные коробки с металлическими предметами (болтами, шурупами, гвоздями), пластиковая банковская карточка на имя Коновалова, семь частей пластиковых электронных часов, кейс с компакт-дисками, атлас города Минска. Все эти предметы не представляют никакого интереса, как для нынешнего следствия, так и для будущего, если оно вдруг возникнет. Информация с флеш-карт изъята, как и информация по сим-картам получена у мобильных операторов, а компакт-диски не могли и не имели никакого отношения к взрывам. Определенные вопросы могли вызвать коробки с металлическими предметами, но согласно заключению экспертизы, все эти предметы не идентичны тем, которыми были напичканы ВУ. Напомним, что все эти предметы были изъяты в квартире Коновалова, а согласно материалам дела, свое черное дело террорист делал в подвале.

Именно поэтому также будут уничтожены и различные инструменты, изъятые в квартире. Это электропаяльник, 11 шурупов, 16 винтов, 7 металлических плоскогубцев, чехол с металлическими ножницами по металлу, круглогубцы, двое металлических клещей, четыре металлических бокорезов, 14 напильников, чехол с девятью надфилями, 11 надфилей, 4 стамески, долото, две ножовки по металлу, три фрагмента ножовочного полотна, две коробки со сверлами, металлические ручные тиски, моток полимерной изоляционной ленты, наждак металлический, три емкости из пластмассы с проявленными цветными фотопленками, контейнер из-под фотопленки, а также кодексы. Согласно многочисленным экспертизам, все эти предметы не использовались для совершения преступления. Они же не могут быть свидетельством невиновности Коновалова. По сути, они вообще ни о чем не свидетельствуют и ничего не доказывают, поэтому их уничтожение не несет никаких правовых последствий.

Также по решению суда будут уничтожены предметы, обнаруженные в ходе обыска в квартире родителей Ковалева. Это коробка из-под телефона «LG-k.pl 10», приложение и бланк-заказ услуг, картонная коробка с гвоздями, шурупами, гайками, подшипниковыми шариками, 5 таблеток «гидроперит», 8 фрагментов провода, скрутки с 4 штекерами, защитные очки (маска), четыре батарейки, соединительный разъем, три монтажные схемы, одна микросхема, справочник-пособие электромонтера, напильник, электрический паяльник, соединительная колодка, шесть батареек, подшипник.

Из всего списка какие-то вопросы могут возникнуть только по подшипнику, коробке с металлическими предметами и таблеткам «гидроперит». Но опять же, согласно заключению экспертизы, предметы из коробки не имеют отношение к начинке ВУ, а «гидроперит» – весьма распространен среди населения как препарат из группы антисептических средств. Эти таблетки растворяют в воде и применяют для полосканий и промываний рта, горла и других целей. Тот факт, что аналогичные таблетки «гидроперита» были использованы для приготовления ВУ, вовсе не значит, что теперь его никто не имеет право применять. Да и таблетки эти могли бы свидетельствовать лишь о виновности Ковалева. Получается, что суд постановил уничтожить эти вещдоки, чтобы не блыо доказательств вины Ковалева? Но ведь это абсурд.

Аналогично будут уничтожены и предметы, найденные на минской квартире Ковалева: металлические предметы (накладки, болты, гвозди, саморезы, дюбеля, фрагмент лезвия, крюки, контрагайка, шайба), фрагмент электрического провода, предмет в виде коробки, полимерные пакеты, крепежные детали (гвозди, болты, гайки, шурупы, винты, полимерные дюбеля, шайбы), полимерные заглушки и крючки, фрагмент изолирующей ленты, отвертка, металлические пластины, смывы с пола и полок тумбочки, карта Минска, коробка от мобильного телефона, два элемента питания «Космос», поддон, 15 компакт-дисков¸ полуобщая тетрадь, ежедневник.

Согласно заключениям экспертиз, ни один из этих предметов не использовался для подготовки взрывов. Не представляют никакого интереса и смывы с пола и полок, так как они ничего не дали. Иными словами, эти вещдоки опять же ни о чем не свидетельствуют и не могут свидетельствовать, и их установленное следствием назначение никем не оспаривается.

Подвал Коновалова

Что действительно может вызвать и вызывает вопросы у общественности, так это те предметы, вещества и приборы, изъятые в повале Коновалова. Это около 100 вещдоков, запечатленных на 142 фотографиях, которые являются ярким доказательством виновности Коновалова.

Со стороны уничтожение этих вещдоков действительно кажется подозрительным – попыткой замести следы. Но опять же, если взглянуть на все беспристрастно, то картина сразу меняется. Ведь состав того или иного вещества, обнаруженного в подвале Коновалова, их предназначение и область применения также не вызывают ни у кого сомнения. Более того, несмотря на множество утверждений различных форумчан, что все это было подброшено в подвал спецслужбами, ни адвокаты, ни кто-то иной не поставил под сомнение результаты обыска в подвале, не представил ни одного доказательства того, что это все эти предметы и вещества были принесены извне.

Но дело даже не в этом. Ведь все вещдоки, как писалось выше, зафиксированы, подробно описаны, и их суть и происхождение установлены однозначно. Запечатлено даже то, что в подвале не обнаружено отпечатков, которые можно было бы идентифицировать. Все они размазаны и бесполезны для любого следствия.

Итог – наличие вещдоков, которые подробно описаны, изучены экспертами, назначение которых не вызывает ни у кого сомнения, – ничего не дает ни для стороны обвинения, ни для стороны защиты. Оспаривать можно лишь то, что эти предметы действительно там имелись, но с такой стороны уничтожение самих предметов и веществ абсолютно ничего не дает.

Предметы, изъятые в метро 11 апреля 2011 года

Уничтожение этих вещдоков также вызвало множество пересудов. Согласно решению суда, уничтожены должны быть деревянные бруски, фрагменты древесины, стекла, металла, металлической и мраморной плитки, деревянного бруса, металлической плиты, полимерных материалов, обшивки вагона, пластика, радиодеталей, биологического вещества, пакеты с грунтом, поражающие элементы, марлевые тампоны со смывами, соскобы, фрагменты гранита, мрамора, бетона, металла, полимерных материалов, поврежденные предметы одежды, обуви, галантереи, парфюмерии, личной гигиены и их фрагменты, чемодан, дорожная сумка синего цвета на колесах, кейс черного цвета, картонные коробки, фрагменты ткани, бижутерии, мебельной фурнитуры, зеркало, фрагменты пакетов, листы бумаги, окурки, шприц с иглой, смывы, тетради, книги, журналы, проездные билеты и их фрагменты, часы, очки, бутылки и банки (стеклянные и полимерные), различные предметы поврежденных аудиоустройств, мобильных телефонов и других электронных устройств, флеш-карты, поражающие элементы, извлеченные из тел потерпевших, полимерный пакет с биологическими образцами трупов.

По утверждению критиков следствия, многие из перечисленных вещей уничтожены, так как могли свидетельствовать, например, о том, что ВУ было оставлено не под скамейкой, а вмонтировано в тумбу скамейки заранее. Но правда такова, что все эти предметы, сами по себе не могут об этом свидетельствовать. Как сказал нам известный украинский эксперт-взрывотехник Владимир Захматов, важны не предметы сами по себе, а место их расположения относительно эпицентра взрыва. А все это запечатлено сотнями фотографий с места происшествия. Именно поэтому, если кто-то захочет опровергнуть следствие, он вполне сможет это сделать и без данных вещдоков. Ведь все видеокассеты, CD и DVD-диски следственных действий по-прежнему будут храниться при деле.

Мы перечислил все эти предметы и вещества вовсе не для того, чтобы отмазать следствие и суд от подозрений общества. Цель несколько иная – показать, что уничтожение этих вещдоков не дают повода для возникновения каких-то обвинений, так как не являются объектами споров сторонами процесса. И это наш главный вывод.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)