Общество
Вячеслав Карасев

«Ежегодно в Беларуси фиксируется десятки землетрясений»

Почва под ногами белорусов не настолько прочная, как кажется. Ежегодно в стране происходит десятки землетрясений. Абсолютное большинство из них фиксируют только приборы, но расслабляться не стоит.

Предлагаем наиболее интересные моменты из интервью «Интерфаксу» министра по чрезвычайным ситуациям Энвера Бариева.

— В белорусских СМИ проходила информация о том, что при археологических раскопках фундамента древней церкви на западе республики было совершенно точно установлено, что разрушена она была в результате землетрясения. Насколько вероятна сейчас опасность возникновения землетрясений на территории Беларуси? И насколько МЧС готово к подобного рода нехарактерным для страны происшествиям?

— Для Беларуси, равно как и для других стран, землетрясения характерны. Для нас нехарактерны разрушительные землетрясения, а мелких толчков в Беларуси происходит ежегодно десятки.

Если говорить обо всем мире, то ежегодно разрушительных землетрясений происходит примерно 150, сильных — 7 тысяч, 19 тысяч умеренных, 150 тысяч слабых и несколько миллионов очень слабых землетрясений. Так что нас тоже трясет периодически, просто мы с вами этого не чувствуем.

С точки зрения готовности к реагированию, то говорить тут нужно не о готовности МЧС, а о готовности системного комплекса мер государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все зависит от масштабов бедствий, если сказать об одном из факторов землетрясения — ликвидации последствий обрушения зданий, то мы к нему готовы. Есть соответствующий алгоритм действий, вся необходимая инженерная техника, которая в настоящее время находится на балансе разных организаций (крановые механизмы большой грузоподъемности, экскаваторы, погрузчики и пр.), но при этом стоит на учете в МЧС. Мы знаем, где находится эта техника, в каком она состоянии, ее номерные знаки и даже фамилии водителей и их телефоны. В случае наступления критической ситуации все будут действовать четко, согласно заранее отработанному алгоритму.

— Ранее сообщалось, что МЧС Беларуси собирается обновлять свой авиационный парк. Какую технику вы собираетесь приобретать? В России, например, для патрулирования нефтепроводов используются легкие и дешевые мотодельтапланы. МЧС не собирается взять на вооружение подобную практику?

— Ну, во-первых, мы капитально ремонтируем имеющуюся на вооружении МЧС вертолетную авиацию (МИ-26, МИ-8 и МИ-2) это достаточно дорогостоящая техника, требующая значительных финансовых затрат. На капремонт средства изыскиваются, в том числе и из внебюджетных источников деятельности МЧС. Так, например, наш вертолет МИ-26 выполнял работу на платной основе по тушению лесных пожаров в Греции. Средства, которые были заработаны (почти 4 млрд. рублей) пошли на ремонт двигателей другого вертолета МИ-26.

В планах у нас стоит и задача по закупке двух легких вертолетов, которые будут обеспечивать возможность разведки зон чрезвычайных ситуаций, доставки групп по управлению ликвидации ситуациями, производить аэрофотосъемку и другие подобные работы. Мы изучали и вопрос применения мотодельтапланов, а также автожиров, однако, несмотря на их дешевизну, эти аппараты слишком требовательны к состоянию погоды, силе и направлению ветра, а поэтому не подходят для наших условий. Это скорее любительская техника.

— Насколько активно Беларусь участвует в международных спасательных операциях?

— К белорусскому МЧС не было таких обращений. Да и не было таких ситуаций, когда такая необходимость возникала. Ну, а что касается гуманитарной деятельности, то она оказывалась 21 раз в 17 странах мира. Иногда МЧС Беларуси своими силами доставляло такие грузы автотранспортом, иногда пользовалось авиацией других государств. Так, например, после известного цунами мы отправили гуманитарный груз сначала в Москву автотранспортом, а оттуда уже самолетом МЧС России в Шри-Ланку.

— Большое количество пожаров происходит из-за курения в постели. Не собирается ли МЧС инициировать полный запрет курения в гостиницах?

— У нас не существует проблем с пожарами в гостиницах. И потом, эту проблему не решить с помощью административной силы, это вопрос личной культуры человека. Однако по Европе прокатилась волна полного запрета курения в общественных местах и если наше правительство примет подобные меры, то МЧС их, безусловно, поддержит.

— Известно, что существуют нормативные акты, касающиеся взаимодействия силовых структур, в частности это касается сотрудничества МЧС и МВД. В связи с последним скандалом с участием ГАИ, если бы представители МВД обратились к вам за экстренной помощью, ну, скажем, попросили бы перекрыть трассу двумя пожарными машинами, как бы вы отреагировали и насколько быстро смогли бы это сделать?

— Мы действительно сотрудничаем и с МВД, и с Минобороны, и с другими силовыми структурами, но только в рамках ликвидации чрезвычайных ситуаций и их предупреждения. Каждый должен заниматься своими делами. Спасательная техника должна тушить пожар или находиться в полной боевой готовности, а не подставляться под удар пьяного «гонщика».

— Но ведь и гражданские автомобили, тем более, не должны подставляться под удар...

— Конечно, не должны! Думаю, должны быть проработаны соответствующие ситуации и оптимальные варианты реагирования на них.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)