Жизнь (не)обыкновенного белоруса
Татьяна Гусева

«Если тебе что-то не нравится в своем городе — меняй его!»

В рамках проекта «Жизнь (не)обыкновенного белоруса» основательница проекта «Калі Ласка» Алеся Пчёлка рассказала «Салiдарнасцi» о том, как стала заниматься благотворительностью, почему отказалась от новой одежды и где одеваются состоятельные англичане.

— У меня нет красивой истории вроде «я увидела человека, который просил милостыню, и мне захотелось отдать ему рубашку». Все было проще. Я долго занималась фотографией. Зарабатывала на жизнь коммерческой фотосъемкой. Но если этим зарабатывать, то это уже не творчество, а чистая коммерция. Ты снимаешь то, что хочет заказчик, и не получаешь от этого удовольствия. Мне казалось, я все дальше становлюсь от творчества и все больше похожу на свадебного фотографа, который говорит: «Улыбаемся!». Меня это ужасно расстраивало.

Я решила изменить свою жизнь и продала всю свою фототехнику. Думала, чем бы полезным заняться, что бы приносило мне удовольствие. Деньги были, чтобы жить и не думать о работе.

Так возникла идея открыть благотворительный магазин.

По-моему, любая социально направленная работа приносит радость, когда ты видишь, что приносишь пользу обществу, меняешь в твоем городе, в твоем мире то, что тебе не нравится.

Мне не нравилось то, что у меня есть вещи, которые я не знаю, куда отдать. Не нравились высокие цены на одежду в Минске, даже в секонд-хенде. У нас одеваться слишком дорого, несоразмерно нашим зарплатам.

И для меня открытие такого магазина — это, в первую очередь, помощь людям, у которых невысокий уровень доходов, но которые хотят одеваться хорошо. Это совершенно нормально приходить в благотворительный магазин и покупать там недорого хорошую вещь. У нас стоял определенный ценовой барьер. Любая вещь в нашем магазине стоила до 300 тысяч. Одежда стоила до 200 тысяч максимум. И сейчас на ярмарках, в которых мы участвуем, одежда от «Калі Ласка» стоит 50, 100 или 150 тысяч. В магазине ты потратишь в несколько раз больше.

Кроме того, благотворительный магазин — это место, привлекательное для людей, которые хотят уникальную, винтажную вещь.

В первую очередь, я создавала проект «Калі Ласка» для себя. Мне не хватало такого магазина.

Когда я поделилась своей идеей с родителями, мужем и друзьями, ни один человек не сказал: «Бред какой-то! Зачем тебе это надо?». Я услышала: «Отличная идея! У меня постоянная проблема с этими шмотками».

Нашлись люди, желающие помочь. Денег от продажи фототехники хватило на аренду помещения на несколько месяцев, на мебель, оформление документов.

Когда я увидела столько людей на открытии, для меня это было шоком. Уже через месяц к нам постоянно приходили люди, что-то покупали, несмотря на то, что место, в котором находился магазин, было далеко от идеала. Уголок в здании заброшенного завода — это звучало нереально. С другой стороны, это был классный опыт.

— Ты раньше бывала в благотворительных магазинах?

— В путешествиях по Европе меня притягивали эти магазины. В принципе, я стараюсь жить экологично: раздельно собираю мусор и более четырех лет не покупаю новую одежду. На данный момент столько одежды уже сделано и такой огромный выбор в благотворительных магазинах, секонд-хендах, что не вижу смысла покупать в пять раз дороже какую-то вещь, которая тебе нравится. Это не всегда получается с обувью, потому что не находишь чего-то подходящего.

Благотворительные магазины стали одной из самых популярных точек в моих путешествиях, потому что они — срез менталитета, времени, людей, которые там живут. Одежда, предметы интерьера, которые они туда приносят, расскажут о городе, о внутреннем мире страны больше, чем любая сувенирная лавка, в которой продаются стереотипные вещи. Я привожу друзьям сувениры из благотворительных магазинов. Это могут быть вазочки или виниловые пластинки.

Заметила, что чем меньше город, тем более консервативны взгляды европейцев. В больших городах, как Берлин, например, люди намного проще относятся к одежде б/у и к барахолкам.

У меня небольшой шкаф. Я стараюсь покупать только то, что необходимо. Хотя бывает, что невозможно удержаться. Приятно в путешествиях заходить в благотворительные магазины, потому что для тебя это не только покупка чего-то новенького в гардероб, а еще и память. Когда ты потом надеваешь платье и думаешь: «Ммм, я его купила в Эдинбурге...».

— Некоторые считают, что благотворительные магазины для бедных.

— Впервые такое слышу. По статистике в Великобритании в благотворительные магазины ходит 85% населения, а богатых людей там намного больше. Просто они рационально подходят к своим средствам и не покупают себе одежду, которая им не по карману, в отличие от нас.

— А еще говорят, что каждая вещь несет свою энергетику, и когда покупаешь одежду в благотворительном магазине, ты ведь не знаешь, кому она принадлежала.

— Если вещи передаются в благотворительную организацию, они изначально передаются с добрым посылом, кому бы они ни принадлежали. Человек закладывает в этом только положительные эмоции, которые наверняка потом почувствует и будущий хозяин вещей.

— Почему магазин закрылся?

— Со временем интерес людей к магазину пошел на спад. Те, кто знал о проекте, сходили, посмотрели, отнесли вещи или сделали покупки. Новые не появлялись, потому что все средства, которые мы выручали с продажи вещей, уходили на аренду. Не всегда хватало на зарплату продавцам.

Проект требовал развития. Несмотря на то, что людей приходило меньше, объемы вещей увеличились. Нам не хватало склада. И мы решили, что стоит съехать.

Цены на аренду помещений в центре города для нас были запредельные — от 45 до 70 евро за квадратный метр. Столько мы не потянули бы.

... В общем, деньги закончились, и магазин перестал работать. А потом нас взял под крыло Центр экологических решений, который предоставил нам в пользование склад и офис, где по четвергам мы принимаем вещи. Кроме того, здесь же, на Машерова, 9, Центр арендовал для нас помещение для магазина. В скором времени, как только найдем средства на ремонт, мы откроемся.

— Как привлечь в проект людей, если знаешь, что он не приносит денег?

— Я сама уже много раз собиралась бросить. Зарываюсь в документах, злюсь, и вдруг появляется человек, который говорит: «Я бухгалтер, давай помогу тебе со всем разобраться».

Или думаешь: «Надоело мне собирать в подвале вещи, магазина так и не будет, несу документы на закрытие». А на следующий день слышишь: «Мы сняли для вас помещение. Вам нравится? Давайте откроем для вас магазин». Это чудеса. И я понимаю, что все правильно делаю, раз, как только я начинаю терять надежду, что-то помогает мне выбраться.

За два года люди приходили в проект и покидали его. Волонтерство нестабильно. Насколько человек увлечен и у него хватает желания этим заниматься, столько он в проекте. Как только теряется интерес, он уходит. И это можно понять.

Пока не откроется магазин и не заработает стратегия, при которой мы сможем набрать штат, проект не будет развиваться.

— Какие вещи стоит приносить для «Калі Ласка»?

— Есть вещи, которые жалко выставить в коробки на улице. Это может быть абсолютно новая одежда, которая тебе не подошла или разонравилась. Никому из друзей она не нужна или тебе лень заморачиваться и искать, кому бы она подошла. И вот именно такие вещи, в первую очередь, стоит отнести нам. Они будут проданы, а за счет вырученных средств и будет существовать проект. Чем лучше вещи, которые приносят в «Калі Ласка», тем скорее они попадают в магазин (пока он работает на ярмарках).

Случается, люди приносят вещи и говорят: «Вот вам пакет. Отдайте его в интернат». Открываю и вижу вечерние платья со стразами. А теперь представьте ту единственную девушку из семидесяти человек, которая наденет это платье. В интернатах такую одежду не принято носить. Логичнее это платье продать.

...Бывает, нам приносят ветошь, поношенное нижнее белье и носки. Ну, подумайте, зачем ваши старые носки кому-то другому?

За один день мы сейчас собираем столько вещей, сколько раньше собирали за месяц — объемы очень большие. Хочу обратиться к читателям с просьбой: если вы знаете учреждения, которые нуждаются в одежде, сообщите нам (E-mail: kalilaska.charity@gmail.com, т. +375 (29) 606 11 04). Мы будем рады им помочь.

В интернаты, которые находятся недалеко от Минска, часто приезжают волонтеры. Чем дальше от столицы находятся учреждения, тем меньше им оказывают помощь. Именно такие интернаты приоритетны для нас.

К сожалению, у нас нет своего транспорта. Нам постоянно нужна помощь с перевозкой вещей. Если кто-то готов ее оказать — откликнитесь!

— А «Красный Крест» вам не конкурент?

— «Красный Крест» очень удивил, когда отправлял людей к нам за помощью. К нам приходили люди со списком и говорили: «Соберите мне пожалуйста, обувь 38 размера, пару кофточек, штаны, джинсы. Вы же благотворительный магазин? Мне сказали в «Красном Кресте» зайти к вам и забрать это все».

У нас нет возможности собирать одежду необходимых размеров под заказ. Мы передаем большими партиями именно те вещи, которые нужны подопечным детских домов и интернатов.

Я думаю, не стоит нас сравнивать с «Красным Крестом». У нас разная специфика. Чем больше будет таких организаций, которые оказывают помощь, тем лучше.

Очень болею за то, чтобы в регионах открылись благотворительные магазины. Хотя мне не очень верится в эту идею, потому что даже в Минске существует барьер покупки вещей, которые принадлежали кому-то.

— Кто среди известных белорусов поддерживает ваш проект?

— Бенька. Возможно, не всех мы знаем в лицо. Если есть желающие поддержать проект — пусть приходят.

— Есть ли у вас налоговые льготы?

— Нет. Если хочешь заниматься социально направленным проектом — возможность такая есть. Поддержки со стороны государства, как и льгот, нет.

— Что ты посоветуешь тому, кто захочет открыть благотворительный магазин?

— Получить грант в Европе и открыть магазин в хорошем месте. Реклама, обратная связь — все получится. Люди покупают одежду. Это всегда будет востребовано.

— Что нужно для того, чтобы социальное предпринимательство развивалось в Беларуси?

— Желание людей заниматься социально направленными проектами. Это не вопрос государственной политики. Если тебе что-то не нравится в своем городе — меняй его!

— Ты много таких людей знаешь, которые меняют мир?

— Чем больше занимаюсь «Калі Ласкай», тем больше узнаю. (Улыбается).

«Салідарнасць» продолжает проект «Жизнь (не)обыкновенного белоруса». Ждем ваших предложений и приглашений в гости на кухонные посиделки на gazettaby@gmail.com.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)