«Если Лукашенко приедет, шмон наведут и покрасят траву. Но это ничего не изменит»
Радыё Свабода рассказало, как живет один из самых депрессивных регионов Беларуси, куда не ступала нога президента.
Александр Лукашенко имеет несколько рабочих поездок в месяц. Однако остались места, куда Лукашенко ни разу не приезжал. Сенненщина и Витебщина в целом — бедный и депрессивный регион Беларуси на фоне других областей. Хуже только на Могилевщине. Здесь одни из самых низких зарплат в области, самая высокая смертность и значительный отток населения.
За последние 30 лет население района сократилось вдвое. Это больше, чем Сенненщина потеряла во время Второй мировой войны. И это при том, что в советские времена этот регион имел тот же статус, который сегодня имеет Шкловщина. Ведь отсюда родом Петр Машеров.
Почему Лукашенко не приезжает в Сенненщину, это другой вопрос. Жители же поделились с Радыё Свабода своими мыслями о будущем региона и рассказали, чем они живут сегодня.
«Мне платят нормально. За 16 дней 215 рублей заплатили»
Михаил из села Ходцы работает на тракторе:
— Я уже 7 лет работаю в ЖКХ. Мусор собираю. У меня 13 деревень — и все одному. Из кабины в кабину. Я всего лишь водитель, со мной должен быть грузчик. А нет. И сам с утра до вечера.
ЖКХ у нас — самая большая контора в Сенно. Ведь предприятия все позакрывали. Льнозавод, то тот уже давно. Только наше предприятие осталось единственное.
Раньше у нас был свой колхоз. Такой был большой. Лучше, чем в Белой Липе. И зарплату платили — во! Самые богатые были в районе, наверное, наши Ходцы. В 1990-е нас закрыли — подключили к Белой Липе. Сейчас с Ходцев кто в Машеров ездить на работу, кто еще куда. На месте уже мало кто работает.
Мне платят нормально. За 16 дней 215 рублей заплатили. Я здесь еще в колхозе на тракторе работаю. Это «Беларус-80», ему уже 30 лет. На списание он уже был, так как старый. Но трактор крепкий, ездит отлично.
Умирает у нас много молодых. Мой отец умер в 37 лет. Сколько в Ходцах было людей! А молодежи на дискотеке! А теперь разъехались, тишина. Летом немножко гуляет людей. А зимой глушь у нас. Работа — дом, дом — работа.
«Чтобы было что есть, многие в Россию ездят. Вот у меня сейчас в кармане и 2 копеек нет»
Сергей из деревни Мошканы, печник, рассказал, что ездит в Россию на заработки:
— Я не смотрю телевизор уже полгода. Там одинаковые фильмы, сериалы, новости. Я не знаю, что происходит в мире. Просто живу своей жизнью. Не хочу вникать в другие проблемы. Мне нужно купить свое жилье и завести семью. Больше меня ничего не интересует.
Считается, что у нас лучшее хозяйство. Потому что имя Машерова еще что-то значит. Я сюда с Задорожья переехал в 2008 году, потому что там одна ферма осталась, работы нет совсем. Но что здесь происходит? За 11 лет здесь только хуже стало. У меня в трудовой книжке 15 или 20 записей. Как только появляется возможность, я иду на другую работу. Держит меня здесь жилье. Когда работаешь в колхозе, тебе дают где жить. А уйдешь — должен автоматически освободить квартиру. Да все бы давно уехали, если честно, кабы не жилье.
Пусть Лукашенко к нам приедет. Здесь шмон наведут, покрасят траву. Но это ничего не изменит.
Чтобы было что есть, многие в Россию ездят. 60-70 тысяч рублей в месяц можно заработать (около 2 тысяч рублей). А если в нормальную организацию и фирму — 100 и 120 тысяч можно. Я сезон отработал в России и зимой сижу на рыбалке, себе ни в чем не отказываю.
Вот у меня сейчас в кармане и 2 копеек нет. Я жду зарплату за май. Отработал 408 часов за один месяц. Но заплатят мне только в июле. И я не знаю, сколько. Как жить до тех пор? Вот руки имею. Могу печь составить.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное