В мире
Алексей Топалов, ”Газета.Ру”

«Если белорусы допустят Евросоюз к своим газовым сетям, позиции России еще более ослабнут»

Украина и Евросоюз не допустили Россию к участию в модернизации газотранспортной системы Украины. Это означает, что часть украинской ГТС перейдет под контроль европейских собственников, а Россия доли в ней не получит, хотя и добивается этого уже давно.

Делегация России во главе с министром энергетики Сергеем Шматко демонстративно покинула газовую конференцию в Брюсселе. Этим российские представители выразили протест против декларации о модернизации газотранспортной системы Украины, которой и была посвящена конференция.

Одним из основных вопросов встречи было выделение Украине кредита со стороны Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка. Украина договорилась о кредите в 2 млрд долларов, в то время как представители российского «Газпрома» оценивают стоимость модернизации не менее чем в 16 млрд долларов.

Но главное недовольство российской делегации вызвало то, что Евросоюз и Украина фактически вычеркнули Россию из процесса обсуждения. Нельзя решать проблемы модернизации украинской ГТС без участия России, заявил Шматко. «Я вижу единственный путь эффективного решения всего комплекса этих проблем в трехстороннем сотрудничестве России, Украины и Европейского Союза, естественно, с привлечением международных финансовых институтов», – подчеркнул Сергей Шматко. «Безусловно, 2 млрд долларов – сумма недостаточная, – говорит аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров. – Украинская ГТС – это около 10 тысяч километров газовых сетей, многие из которых вообще нужно едва ли не отстраивать заново. На это нужны десятки миллиардов долларов».

Но тревожит Россию не это.

«Под предлогом модернизации может быть произведено любое изменение структуры собственности ГТС. Очевидно, Украина договорилась о том, что свою долю в украинских газовых сетях получит какая-то из европейских компаний», – говорит Александров.

При этом «Газпром» уже давно сам нацелился на ГТС Украины. Получив такой доступ, он снизил бы транзитные риски и застраховал себя от ситуаций, подобной той, что случилась в начале года, когда страны Европы почти на три недели остались без российского газа.

«Но если сейчас «Газпром» вошел бы во владение какой-либо долей украинской ГТС, влияние отечественной монополии значительно возросло бы, – говорит Александров. – Украина и Европа этого допустить не хотят».

Впрочем, если оператором сети станет одна из крупных компаний с мировым именем, например немецкая E.On, Россия от этого только выиграет, считает Александров: «Не будет нерыночных условий транзита (немотивированных цен, отъема газа), ни одна уважающая себя компания такими вещами заниматься не будет». Но есть другая опасность.

«В декларации есть пункт о потенциальном расширении украинской ГТС, и, если это произойдет, будут нанесен серьезный удар по проектам «Северный поток» и «Южный поток». Зачем строить отдельные трубы, если расширится украинская сеть», – считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Официальный Брюссель не слишком хочет полностью зависеть от «Потоков» и, по словам Абзалова, уже ведет переговоры и с Беларусью – вторым и последним «окном», через которое российский газ попадает в Европу. Если и белорусы допустят Евросоюз к своим газовым сетям, а Россия снова останется ни с чем, позиции нашей страны еще более ослабнут.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)