Эрдоган одержал победу, но стать султаном-халифом не сможет
Политолог Алексей Макаркин – об итогах президентских выборов в Турции.
1. Когда результаты соперников близки, то часто говорят, что страна расколота. Это действительно так, – пишет Макаркин. – И вчера традиционалисты в очередной раз победили в Турции модернистов.
Но раскол страны может быть частично смягчен прозрачными электоральными процедурами. Высокая электоральная конкуренция позволила выпустить пар. Голоса считали честно, результаты объявили быстро. В результате оснований для цветного сценария не было.
2. Турцию нередко считают авторитарной страной, но в ней сохраняется ограничитель в виде широко представленной в парламенте и в мэриях крупнейших городов реальной оппозиции, не позволяющий Эрдогану стать султаном-халифом в стиле почитаемого им Абдул-Хамида II.
3. Поддержка Эрдогана медленно, но явно снижается — если раньше он выигрывал в первом туре, то теперь потребовался второй. Его энергетики (несмотря на кратковременное ухудшение состояния здоровья в ходе кампании) и мощной харизмы хватило для нынешней победы, но дальше ситуация для него может осложняться. Роль фактора здоровья будет усиливаться.
4. Кылычдароглу стремился и перед кампанией, и в ходе нее не растерять свой «сборный» электорат — только поддержка всех противников Эрдогана могла привести к победе оппозиции. Но главного противоречия — как объединить таких антагонистов как курды и националисты, ему полностью решить не удалось.
Несколько процентов сторонников единой и светской Турции, для которых категорически неприемлем любой сепаратизм, решили исход выборов. Обе стороны в кампании активно прибегали к электоральному таргетированию, но Эрдоган сделал это успешнее — оппозиция потеряла часть электоратов Огана и снявшегося Индже (в первом туре эти избиратели перешли к Огану).
5. Во внешней политике Эрдоган будет продолжать прежний курс на укрепление позиций страны на международной арене (в частности, в исламском мире) при маневрировании между союзником по НАТО США и экономическим партнером — в том числе в вопросах параллельного импорта и при создании будущего газового хаба — Россией.
Читайте еще
Избранное