Елисеев поспорил с Манаевым: «Нет никакой «глубинной» пролукашенковской Беларуси»
Политолог в корне не согласен с социологом и приводит данные.
«Прочитал интервью профессора Олега Манаева по Беларуси и не смог определиться: то ли надо смеяться, то ли печалиться по этому поводу, — пишет Андрей Елисеев. — Нет никакой «глубинной» пролукашенковской Беларуси, есть ошибочное (пролукашенковское) видение ситуации профессором Манаевым.
И анализ комплекса электоральных данных, и обрывочных социологических данных указывают на то, что Лукашенко совершенно точно не выигрывал в первом туре и в самом лучше для себя случае пробивался во второй тур с Тихановской. Для большинства белорусов этот вопрос (проиграл в первом же или пробился во второй) потерял свою значимость после устроенного террора в отношении населения. Однако Манаев утверждает, что Лукашенко – лидер наряду с Тихановской, и не исключает, что его якобы могла поддержать половина электората благодаря многочисленной «глубинной» части из сел и малых городов, а также бюджетников и прочих «государевых людей».
«Белстат говорит, что сегодня в стране 2,5 млн пенсионеров и 1 млн бюджетников. В селах и малых городах (менее 50 тыс жителей) проживают около 40% населения. Всего, по данным ЦИК, в стране около 7 млн избирателей, значит, в «глубинной» Беларуси проживают 2,7 млн», – говорится в интервью.
Манаев также прибавляет к ним «несколько сот тысяч «государевых людей», а также значительную часть рядовых бюджетников». И получает «примерно 3 млн избирателей, обычно голосующих за Лукашенко».
Представление профессора Манаева о «глубинной Беларуси», в которой большинство якобы голосуют за Лукашенко, идет вразрез с доступными электоральными данными. Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактологических (!) примеров, основанных на анализе официальных протоколов по выборам 2020 года (несколько обсуждаемых протоколов прикреплены к посту).
Что касается малых городов с населением до 50 тысяч, то ставить их в один ряд с сельчанами в корне не верно. Никакого большинства у Лукашенко там нет. Возьмем по одному городу с населением до 50 тысяч человек в западной, центральной и восточной части Беларуси, и посмотрим детальнее, как голосовали их жители на прошедших выборах:
Столбцы, центральная Беларусь, население 17 тысяч человек. По этому городку наблюдателям удалось сфотографировать 6 официальных протоколов. Как видно из анализа их данных, практически на всех избиркомах имели место большие вбросы бюллетеней в пользу правителя; доля проголосовавших досрочно и по месту нахождения достигает аж 48%. Зато есть один протокол с явкой на досрочке 22%, что более-менее соответствует реальности (исходя из сведений независимого наблюдения) и является серьезным указанием на более-менее честный подсчет на данном участке. Речь про участок №4: на нем правитель набирает 28%, а Тихановская – 59,9%. Вот они, более-менее реальные итоги голосования по Столбцам.
Сморгонь, западная Беларусь, население 36 тысяч человек. Из доступных протоколов также следуют огромные вбросы, аж до якобы 64% от проголосовавших досрочно и на дому. (Эти вбросы – не домысел, а подтверждены независимыми наблюдателями. Вот, например, примечание наблюдателя по одному из сморгонских участков: «Не соответствует явка в протоколе с явкой подсчитанной наблюдателями (досрочное завышена приблизительно на 300 голосов!!, а голосование 09.08 занижено на 100)». Вновь остается ориентироваться на доступные протоколы по участкам, где нет гипертрофированной явки. Участок №8 с досрочной явкой 28,6%: Лукашенко – 33,5%, Тихановская – 53,5%. Вот примерный электоральный расклад по Сморгони на 9 августа.
Рогачев, восточная Беларусь, население 35 тысяч человек. По городу и району доступны 7 протоколов, вбросы явно имеют место везде – аж до 69% якобы проголосовавших досрочно и на дому. Даже с учетом гигантских вбросов, по доступным данным двух из семи избиркомов Тихановская уверенно обходит Лукашенко. По остальным пяти хоть и официально набирает не менее 20%, порой уступает ему аж в три раза. Учитывая то, что электоральные предпочтения в соседних микрорайонах одного городка не могут совершенно кардинально отличаться, вывод простой: более-менее реальные итоги по городу такие, как в редких протоколах с подсчетом в пользу Тихановской. И вновь «глубинный» народ малого города и на востоке Беларуси поддерживает Тихановскую.
Более того, в базе данных «Зубра» можно ознакомиться с дюжиной протоколов из сельской местности (в том числе восточной Беларуси), где Тихановская набирает либо почти столько же, сколько Лукашенко, либо даже обходит его. Впрочем, среди представителей возрастной группы 70+, проживающей на селе, Лукашенко действительно может иметь большинство. Однако это не определяющая электоральный расклад группа населения, учитывая, что сельское население Беларуси в целом составляет около 22%, а в малых и крупных городах за правителя явное меньшинство.
В интервью также обсуждается статья в российских «Ведомостях», содержание которой я раньше анализировал в своем посте «Ложь и манипуляции российской газеты «Ведомости» насчет итогов выборов в Беларуси». Ее автор сделал неверную выборку протоколов, включив многие совершенно явно рисованные либо значительно искаженные в пользу Лукашенко, и пришел к выводу, что тот мог набрать 51% голосов.
Итого, с большим сожалением воспринял необоснованную генерализацию о пролукашенковском большинстве в малых белорусских городах, которая опровергается доступными электоральными данными».
Читайте еще
Избранное